Упущенные случаи при фотографировании
Много было написано об успешных снимках. Жаль только, что никто не остановился над десятками и тысячами испорченных кадров фотопленки, ибо именно они часто были причиной того, что отличные находки не нашли себе воплощения. Потерявший надежду фотограф обычно не любит повторять первоначальный замысел. Он с легкостью отказывается от того, что еще недавно считал «отличной находкой», и хватается за осуществление двух или трех новых. Иногда ему, так сказать, повезет, но ведь он мог добиться успеха и в первом случае! Наибольшим успехом для себя фотограф должен считать именно тот успех, которого он добился после очередных неудач.
Обратим внимание хотя бы на некоторые причины, по вине которых фотографы бросают первоначальные сюжеты и заставляют себя забыть о них.
Чаще всего причиной отказа от определенной темы, особенно у начинающих фотографов, являются технические недостатки снимка. Профессиональный фотограф с большой охотой снимает то, что не требует от него более глубоких и более обширных знаний. Иногда он даже не подозревает, что цифровым фотоаппаратом, которыми он пользуется, данный сюжет вообще нельзя передать удовлетворительно. Например, он хочет изобразить освещенный солнцем снег, но от обворожившей его красоты снимке не осталось и следа. Чаще всего автор не умеет выбрать правильную экспозицию, использовать нужный фильтр. Поэтому в следующий раз он уже избегает фотографировать снег. Более правильным на его месте было бы найти причину неудачи, заглянуть в специальную литературу.
Второй причиной нежелания фотографа возвращаться к определенному сюжету бывает трудность композиционного построения кадра. Например, в кадре сливаются два фотографируемых объекта. Не заметить это может иногда и опытный фотограф. Нередко можно увидеть портрет с ветвями соседской яблони. Но часто снимок бывает испорчен намного тоньше и незаметнее. Достаточно, например, чтобы черта горизонта пересекала лицо фотографируемого.
Не совсем приятно видеть на готовой фотографии белые или очень светлые предметы, не имеющие в снимке определенного назначения. Если они получаются с краю снимка, их можно ликвидировать кадрированием, но, как правило такой кадр надо повторить. Бывает также, что основной мотив на готовом снимке неудачно, маловыразительно освещен или помещен.
Особенно чувствителен разнобой в снимке, в котором довольно сильная мысль выражена в неподходящем сюжете. Долго тянется время в фотолаборатории, в душе автора надежду сменяет отчаяние, а в награду за все это он вдруг обнаруживает на свету, что промахнулся. Счастлив тот, кто с упрямством тореадора бросается снова в атаку.
Но самое утонченное предательство кроется в тех снимках, которые вызывают в душе автора чувство удовлетворенности. Такой автор поймет свою ошибку поздно, только после того, как снимок попадет в руки к критикам, или членам жюри. Общественная критика действует на автора как холодный душ. После этого автор вынужден защищать свое произведение в узком кругу близких людей или убеждать самого себя, что критика не права. Но, как известно, выигрывает лишь тот, кто умеет проиграть, тот, кто умеет скромно принять критику, разобраться в ней и вернуться с камерой к своему объекту.
Я не хочу сказать, что все сюжеты можно повторить. В фоторепортаже это почти невозможно. Опытность постепенно поможет фотографу справиться и с такими сюжетами, которые уже не могут повториться. Но пусть фотограф во всех случаях ищет причину в себе. Не надо ссылаться на «упущенный случай…»
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!