Сушеные головы мокомокаи — жуткие реликвии народа маори
У коренного населения Новой Зеландии — маори, татуировки были неотъемлемой частью культуры. Они были у всех представителей этого народа, кроме рабов. Татуировки назывались моко или та-моко и без них человек был буквально пустым местом. А еще в языке этого народа есть слово мокомокаи. И означает оно традицию отрезать голову покойнику с тату на лице, чтобы высушить ее особым образом и превратить в семейную реликвию.
13 декабря 1642 года голландский мореплаватель Абель Тасман открыл Новую Зеландию. Но массово европейцы начали посещать далекие острова после экспедиции англичанина Джеймса Кука, экспедиция которого высадилась на эту землю осенью 1769 года. Вслед за капитаном, объявившим Новую Зеландию владением британской короны, туда потянулись китобои, охотники на тюленей, миссионеры и торговцы.
Для европейцев земли, которые тысячелетиями населяли маори, были настоящей сокровищницей. Но кроме природных ресурсов их интересовали и диковинки, которые они видели у местного населения. Больше всего гостей заинтересовали сушеные татуированные головы мокомокаи.
Маори, которые дорожили головами поверженных врагов, на удивление легко отдавали их в обмен на ружья. Оружие им было необходимо для междоусобных войн, которые постоянно возникали между племенами и кланами. Ружья помогали добывать головы, а те обменивались на ружья — прекрасный бизнес.
Коллекция сэра Горацио Робли
Моряки и торговцы привозили на родину жуткие сувениры, чтобы потешить тщеславие. Но были и настоящие ценители мокомокаи, собиравшие целые коллекции и изучавшие их. Одним из самых известных специалистов в этой сфере был офицер британской колониальной армии Горацио Гордон Робли. Он служил в Новой Зеландии в 1860-х годах.
Служба на отдаленных островах была не слишком насыщена событиями и офицеры скучали. Деятельный Робли, чтобы занять себя, начал изучать культуру и историю маори. Он был хорошим художником и снабжал свои записи иллюстрациями. Особенно увлекли англичанина татуировки местных жителей. Он издал в 1896 году книгу «Моко: Татуировка Маори», которая даже сегодня считается лучшим изданием на эту тему.
Горацио Робли также собрал внушительную коллекцию мокомокаи из 40 экземпляров. В это время торговля сушеными головами была запрещена колониальными властями, так что задача эта была непростой. Офицер изучил каждый экземпляр и мог без труда рассказать, что означает любая линия орнамента на мертвых лицах.
Возвращение на родину
Столетиями мокомокаи покидали Новую Зеландию, сначала легально, потом в виде контрабанды. Только в конце 20 века правительство страны спохватилось. Власти развернули целую кампанию по возвращению реликвий на родину. Головы были разбросаны по всему миру и хранились как в музеях, так и в частных коллекциях.
Специально созданный комитет искал владельцев этих экспонатов и отправлял им официальные запросы. Нельзя сказать, чтобы эти обращения все восприняли с энтузиазмом. Многие из них так и остались без ответа. Тем не менее сотни сушеных татуированных голов вернулись на острова.
Теперь мокомокаи хранятся в государственном музее Новой Зеландии. Именно хранятся, а не демонстрируются в экспозиции. Их поместили в специальное хранилище, куда могут попасть только сотрудники музея и ученые.
Да, маори были не единственными, кто догадался делать из голов поделки. Эквадорские индейцы также издавна изготавливали такие артефакты, называя их тсантса.
Смотрите также — Зачем красавицам борода? История татуировок маори та-моко, которые становятся трендом
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!