Российская электронная музыка и ее наиболее яркие представители
Современная электронная музыка, в том числе и российская, изобилует многочисленными экспериментами, авангардными поджанрами и инновациями, которые оказывают значительное влияние на развитие всей музыкальной культуры ХХI века. В данном критическом обзоре мы рассмотрим последние тенденции в российской электронной музыке, расскажем об уже известных и новых ее направлениях, а также поговорим о самых интересных российских композиторах, работающих в этом жанре.
Говоря о географии отечественной электронной музыки, мы вынуждены отдать должное двум российским столицам, как центрам притяжения музыкального креатива. В Москве возник и получил развитие стиль Techno Fundamental, а знаменитые клубы Mutabor, Blank и Dom стояли в его музыкальном авангарде. Зародившиеся в столице «наши» версии Dark Techno, Electro и Industrial с яркими и характерными восточноевропейскими нотками широко распространяются и принимаются российскими лейблами и площадками. А Санкт-Петербург стал настоящей современной лабораторией экспериментального звука. Здесь акценты расставлены в жанрах Ambient, Glitch и IDM. Творчество современных питерских музыкантов создало уникальную субкультуру, где тесно переплелись ретро и футуризм, эстетика Low-Fi и славянские этнические мелодии.
Говоря о жанровом многообразии электронной музыки в России, можно выделить основные направления Techno, Industrial, Bass, Experimental, Ambient, а также совсем новые — Glitch и Hyperpop. Эти, недавно взошедшие на сцену стили, за короткий период времени смогли оказать заметное воздействие на электронную музыку, сформировать собственные школы и сообщества, дать продюсерам, композиторам и саунд-дизайнерам мощный стимул для творческого развития.
Помимо появления новых и развития уже известных стилей электронной музыки значительно трансформировались и сами технологии создания композиций. За неполное десятилетие аппаратные и программные средства в буквальном смысле превзошли самые смелые предсказания фантастов – появились системные комплексы Ableton, FL Studio, Logic Pro и другие, бурное развитие получили синтезаторы звука, начал активно использоваться искусственный интеллект и программы, основанные на создающих (генеративных) алгоритмах. При проведении клубных музыкальных концертов применяются технологий дополненной реальности и онлайн-коммуникаций.
На основе этих технологий новое поколение российских композиторов создает музыкальные произведения, далеко выходящие за привычные нам рамки. В данном обзоре мы хотели бы представить тех трех из них, творчество которых, на наш взгляд, формирует новые горизонты российской электронной, авангардной и экспериментальной музыки.
Евгений Фадеев (Flaty) — яркий пример композитора, создающего удивительно глубокую и даже философскую музыку. Он гармонично вписался в эстетику «лаборатории пост-клубной электроники» и отечественного IDM, но при этом совершенно не заперт в тесных жанровых рамках. Выйдя из петербургского андеграунда, Евгений сформировал свой собственный, узнаваемый и неповторимый стиль, сочетающий холодный минимализм с элементами неоэтнической музыки. Его творчество — это звуковой микс, где различные стили современной электронной и фольклорной музыки смешиваются, создавая звук нового типа. Композиции Фадеева похожи на исследования: музыка в них является не формой развлечения, а рождается как результат анализа окружающего мира. Оформление альбомов Евгения минималистично и подчеркивает «винтажный» характер его композиций.
Узнаваемый стиль, техническое совершенство, идейная глубина и сложность композиции — отличительные черты молодого композитора. Для начинающих музыкантов Евгений Фадеев — достойный ориентир, а для аудитории — шанс ощутить себя в ультрасовременном художественном музее, где экспонаты звучат, вибрируют и взаимодействуют с посетителями.
Анастасия Пятибрат (sixoneclique) — композитор, создающий экспериментальную электронную музыку, чье творчество охватывает широкий спектр направлений от озвучания немого кино и видеоигр до разработки оригинальных музыкальных инструментов и внедрения синтетического звука в традиционные оркестровые партитуры. Композиции Анастасии отличаются глубиной и оригинальными идеями, в своих произведениях она зачастую отказывается от традиционных музыкальных форм и классических правил композиции ради рождения совершенно нового звука. Однако в основе ее творчества не только поиски новых способов создания звука и размытие границ творчества, но и исследования влияния электронной музыки на мозг и психологическое состояние слушателя. В таких проектах, как озвучание немого кино и компьютерных игр, когда от композитора требуется не только музыкальный талант, но и умение воссоздавать в музыке эмоциональные нюансы визуального ряда, Анастасия Пятибрат всегда добивается гармоничного сочетания звуки и изображения, сохраняя целостность и атмосферу кинофильма или видеоигры.
Ключевой особенностью творческого подхода композитора является ее отношение к звуку, как отражению непрерывного информационного потока. Поэтому особого внимания заслуживают проекты Анастасии, созданные с использованием визуального языка программирования Pure Data, а также разработки новых инструментов и интерфейсов для работы со звуком в цифровом формате. Автор в данном случае не применяет готовые решения, а создает новые источники и новые среды. Таким образом, Анастасия Пятибрат — яркий представитель нового поколения композиторов, сочетающих музыкальное творчество с научными исследованиями и внедрением новых технологий.
Федор Переверзев (Moa Pillar) — московский композитор, который в начале творческого пути больше всего интересовался жанрами Нойз и EDM, но в дальнейшем существенно трансформировался под влиянием пост-фольклора, а также русского и советского авангарда. Одна из ключевых концепций Переверзева — возрождение утраченного культурного языка при помощи современных технологий. Его музыкальное творчество характеризуется особо чутким вниманием к российской истории, которое выражается в особой эмоциональности и некоторой архаичности произведений. Федор использует высокотехнологичные методы работы — гранулярный синтез, высокочувствительные контактные микрофоны, записывающие вибрации объектов, старые записи перкуссий, записи треска деревьев, шума рек и голосов птиц, что придает уникальность и естественность его композициям. Композитор использует системы Ableton, генерируя звуковые эффекты в Max for Life.
Помимо основной творческой деятельности, Федор Переверзев создает художественные инсталляции и пишет саундтреки для киноиндустрии. И даже в этих треках в его композициях звучит идея самоидентичности, духовности и связи с землей, гармонируя с главной идеей композитора — поддержание языка культуры и духовного наследия при помощи музыкального творчества и современных технологий.
Современная российская электронная музыка изобилует яркими именами, однако композиторы, о которых мы рассказали, отмечены повышенным вниманием музыкальных критиков и творческого сообщества. Евгений Фадеев является музыкальным абстракционистом, философом, технологом и создателем новых форм. Анастасия Пятибрат — новатор, исследователь и изобретатель, которой не только трансформирует восприятие электронной музыки, но и разрабатывает новые программно-реализуемые музыкальные инструменты и работает над их внедрением в практику классических оркестровых коллективов. Федор Переверзев является эмоциональным проводником, адептом традиций и автором уникальных композиций из «живых» звуков с акцентом на духовность, связь с наследием и землей предков, но в то же время с использованием самых передовых технологий. Трое музыкальных инноваторов, дополняя и обогащая друг друга, ведут вперед российскую электронную музыку.
Дата публикации: 21 Июня 2024 года.
Автор: Игорь Александров
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









