Расцвет и закат фильмов про Великую Отечественную войну 1941-1945 в СССР
Фильмы про войну начали снимать с конца 1941 года, связанно это было с эвакуацией в первую очередь Мосфильма в Алма-Ату. В этом городе в частности был доснят фильм «Машенька» про финскую войну, причем вообще без упоминания Великой Отечественной войны и её событий. Следующий фильм созданный в Алма-Аты получил название «Актриса». Он повествует об актрисе оперетты Зое Стрельниковой, которая хочет сбежать на фронт с театральных подмостков, так как её профессия в период войны, как ей кажется — бесполезна. В течении 1942 года снимается еще один фильм о войне (voenhronika.ru), на этот раз про танкиста: «Парень из нашего города». На этом все фильмы 1942 года почти заканчиваются.
Кадр из фильма «Машенька»
Следующие ленты начали массово выходить в 1943. Фильмы о подвиге тыловиков «Мы с Урала», картина «Во имя Родины» про шпионов и разведчиков на линии фронта, ставший легендарным благодаря песне фильм «Два бойца». Далее и до 1945 года был некоторый провал, вызванный обратной эвакуацией киностудий.
Следующий этап настал после войны, когда фильмы про войну снимать было проще простого. Например в эпопее «Сталинградская битва» 1949 года, консультантом с немецкой стороны выступил сам фельдмаршал Паулюс. С советской стороны консультировал маршал Чуйков, а в роли немцев по слухам снимались сами немцы. О технике и говорить не стоит, похоже для массовки была восстановлена целая немецкая танковая дивизия.
Кадр из эпопеи «Сталинградская битва».
После серии лент в конце 1940-х, на какой то период тема Великой Отечественной войны в кино (https://voenhronika.ru/index/top_30_populjarnykh_filmov) отошла на второй план, уступив место послевоенным заботам с восстановлением страны — классический поздний пример фильм «Председатель». В начале 1960-х годов отмечается взрывной рост новых фильмов о войне, в первую очередь по так называемой солдатской и лейтенантской прозе. Эпопеи уступили место отдельным маленьким эпизодам войны, порой не очень позитивным. Таким был фильм «Живые и мертвые» 1963 года, об отступлениях и больших потерях лета 1941 года.
Фильм «У твоего порога» так же 1963 года можно назвать самой правдивой и реалистичной лентой про оборону Москвы, тем более что половина съемочной группы в это обороне участие и принимала. Вишенкой на торте является последнее участие оригинальной немецкой техники в крупных планах и замечательная работа оператора.
В конце 1960-х режиссеры вновь обратили свой взор на военные фильмы с большими бюджетами и эпопеи международного масштаба. Война постепенно стиралась из памяти людей, старые фильмы теряли свою актуальность после зачистки их от Сталина. Вершиной этой эпохи стали фильмы Юрия Озерова, прежде всего «Огненная дуга» в которой одновременно снималось более 200 танков и 3000 статистов, а все главные герои имели реальных прототипов. Сегодня снять такой фильм в принципе невозможно, он будет стоить колоссальных денег. Из более бюджетных фильмов нужно отметить фильм Быкова в «Бой идут одни старики» — лучший наш фильм про военных летчиков.
Прыгающий Т-34 из «Огненной дуги»
Буквально через 10 лет, когда генералы и маршалы Великой Отечественной войны стали глубокими пенсионерами, стали деградировать и военные фильмы, хотя в перестроечной эпохе так же были свои неплохие ленты. Например «Сашка» по повести Вячеслава Кондратьева или «Иди и смотри» Элема Климова. Причем последний фильм был создан в первую очередь как антивоенный, в соответствии с таковым поветрием 1980-х.
Статья написана автором сайта «Военная хроника».
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!