Про уродов и людей: неприличные снимки Дианы Арбус

0

Почему успешная девочка из богатой еврейской семьи Немеровых фотографировала бедных и юродивых? Она показала американское общество с другой стороны, воспевая маргинальную эстетику. Шокирующее виденье красоты Дианы Арбус сделало ее одним из самых влиятельных фотографов XX века. В ее объективе были все — от звезд до отбросов общества.

Близнецы Розель, Нью-Джерси, 1967 год, фотография Дианы Арбус

Диану Арбус сделали знаменитой ее неординарные снимки, героями которых чаще всего становились люди с теми или иными физическими отклонениями. Ее называли фотографом фриков и часто обвиняли в том, что она показывает миру то, чего он замечать не хочет. Но в действительности это инфантильный интерес к неприглядным проявлениям жизни подталкивал Диану к ее пугающим моделям, а не наоборот.

Диана Арбус, американский фотограф, родившаяся в 1923 году в семье Немеровых

Диана Арбус (Diane Arbus) — американский фотограф. Родилась в 1923 году в еврейской семье Немеровых в Нью-Йорке

Хотя жизнь Дианы была устроена с самого рождения, своеволие и упорство начали давать о себе знать с юного возраста. В 13 лет, влюбившись в молодого рабочего из магазина своего отца, она заявила родителям, что выйдет за него замуж. Богатую семью с патриархальным складом такая перспектива не обрадовала, но пять лет спустя, едва Диане исполнилось восемнадцать, она выполнила обещание, поменяв фамилию на Арбус.

Татуированный мужчина на ярмарке, 1970 год, снимок Дианы Арбус

Татуированный человек на ярмарке. 1970 год

Алан Арбус, молодой и бедный мечтатель, ради содержания семьи был вынужден отказаться от своей мечты стать актером. Пытаясь найти более или менее достойную нишу, вскоре после свадьбы он окончил курсы фотографов. Сразу после Второй мировой войны не без помощи отца Дианы супруги открыли студию модной фотографии «Диана и Алан Арбус» (Diane & Allan Arbus). Вскоре стали поступать заказы от таких изданий, как Harper’s Bazaar, Glamour и Vogue, но роль Дианы во всех этих проектах ограничивалась обязанностями помощницы.


Диана и Алан Арбус, супруги и партнеры в фотографии

Супруги Диана и Алан Арбус

Алан занимался всей технической стороной вопроса: снимал, проявлял пленку и печатал снимки. Его устраивало то, что он делал. А делал он то же, что и большинство модных фотографов того времени: ставил модель на белом фоне и нажимал на кнопку затвора.
Пуэрториканка с мушкой, 1969 год, фотография Дианы Арбус

Пэурториканка с мушкой. 1969 год

Хотя студия была успешной, Диана крайне редко была довольна результатом. Отвечая за творческую сторону работы, она хотела подарить каждому снимку историю, вынести суть кадра на его поверхность, раскрыть героя. Но все это было слишком далеко от холеных стандартов гламурной съемки. Таким образом, совместная работа супругов Арбус обернулась непрекращающимся стрессом для обоих.

Нудистка в очках-лисичках, 1965 год, снимок Дианы Арбус

Нудистка в очках-лисичках. 1965 год

В 50-х годах, оглядываясь на свою жизнь, Диана осознала, что, несмотря на все внутренние бунты и протесты, она все-таки стала такой, какой ее хотели видеть с детства. Она уже была заботливой матерью, верной женой и уступчивой помощницей, но той Дианой Арбус, которую мы знаем сейчас, она стала благодаря знакомству с фотографом Лизетт Модел (Lisette Model).

Дама с вуалью на 5-й авеню, 1967 год, фотография Дианы Арбус

Дама с вуалью на 5-й авеню. 1967 год

«Фотографируй из своих кишок!» — наставляла Лизетт Модел свою ученицу, в достаточно грубой и буквальной форме призывая снимать, будучи откровенной с самой собой. Для Дианы это было несложно. Казалось, что все эти годы ей только и нужен был повод раскрепоститься. Фотографии Дианы изменились в одночасье, это признавали все, кто следил за ней.

«Через три месяца у нее появился свой стиль. Сначала только зернистость и двухцветность. Затем — совершенство», — писала Лизетт Модел о своей ученице.

Молодой человек в бигуди, готовящийся к травести-балу, 1966 год

Молодой человек в бигуди. Подготовка к ежегодному травести-балу. США, 1966 год

Вскоре после прекращения совместной работы Диана и Алан развелись. Он захотел жениться во второй раз, а она отныне была увлечена фотографией — своей подлинной страстью. Благодаря Лизетт внутренне Диана уже обрела свободу, а развод сделал это чувство физически ощутимым.

Автопортрет Дианы Арбус с дочерью

Автопортрет с дочерью

«Я всегда чувствовал, что именно наше расставание сделало ее фотографом. Видимо, я не соответствовал ее стремлениям. Она была готова идти в бары и в дома к людям. Меня это приводило в ужас», — вспоминал Алан Арбус.

Девушка в блестящем платье, 1967 год, фотография Дианы Арбус

Девушка в блестящем платье. 1967 год

Спектр фотографических интересов Дианы простирался от богатых районов вдоль Парк-авеню до бруклинских трущоб. Она жадно искала героев для своих снимков в парках и на улицах, но отнюдь не для того, чтобы исподтишка спустить затвор. Чтобы «снимать нутром», как учила ее Лизетт Модел, она чувствовала необходимость долго наблюдать за объектами своего внимания, общаться с ними, узнавать их и даже приходить к ним домой.

Диана, хрупкая и с обезоруживающим тонким голосом, вызывала доверие у всех, к кому обращалась. Проникнуть в чью бы то ни было личную жизнь ей не составляло труда. Молодая женщина смотрела на вещи и людей без предубеждений, а потому невольно подчиняла их себе.

Патриот с флагом, 1967 год, снимок Дианы Арбус

Патриот с флагом. 1967 год

Однажды в парке она встретила мужчину: он невозмутимо сидел на скамейке, будучи одетым в женское платье. Несколько снимков Диана сделала прямо там, а остальные — дома у мужчины. Сначала в одежде и парике, а напоследок — полностью нагишом. Обнаженное мужское тело, которое так естественно приняло кокетливую женскую позу, не вызывало у Дианы отторжения, только искренний интерес.

Нагой мужчина, изображающий женщину, фотография Дианы АрбусТак появился снимок «Нагой мужчина, изображающий женщину» (Naked Man Being a Woman).

Еще один пример «домашних» снимков — «Еврей-великан дома с родителями» (Jewish Giant at Home with His Parents). Среднестатистическая семейная пара в своей гостиной выглядела бы неприметно, если бы не их сын-переросток, сгорбившийся под потолком. Мать смотрит на свое чадо снизу вверх: то ли с удивлением, то ли с гордостью.

Эдди Кармел, еврей-гигант с родителями в гостиной, 1970 год

Эдди Кармел, еврей-гигант с родителями в гостиной их дома в Бронксе. 1970 год

«Если бы я была просто любопытной, было бы очень сложно сказать кому-то: „Я хочу прийти к тебе домой, чтобы ты поговорил со мной и рассказал историю своей жизни“. Мне бы ответили: „Ты сумасшедшая“. И сразу бы отстранились. Но камера — это своего рода пропуск», — признавалась Диана Арбус.

Шпагоглотательница-альбинос на ярмарке, 1970 год, фотография Дианы Арбус

Шпагоглотательница-альбинос на ярмарке. 1970 год

Диана пользовалась влиянием, которое имела на людей. Впрочем, они действительно были интересны ей, особенно те, кого не замечало общество. Карлики, великаны, трансвеститы и уроды казались ей самыми интересными персонажами из всех возможных. Их отклонения представлялись ей если не совершенством, то преимуществом. По ее убеждению, подавляющее большинство людей проживают жизнь, боясь увечий, которые они могут получить, но те, кто от рождения имеют физические недостатки, уже прошли это испытание. Для Дианы в них не было ничего, что могло бы вызвать жалость или отвращение, а потому непосредственность, с которой она их снимала, и сейчас чувствительного зрителя заставит передернуть плечами.

Рыдающий ребенок, 1967 год, фотография Дианы Арбус

Рыдающий ребенок. 1967 год

Диану трогала благодарность, с которой люди с физическими уродствами открывались ей. И действительно, ни один из снимков нельзя обвинить в постановочности. Все они сделаны так, будто на улицах Нью-Йорка каждый день разгуливают толпы душевнобольных в карнавальных масках, полуобнаженные трансвеститы в пышных париках и сестры-дауны с пугающими улыбками. Все они смотрят прямо в объектив, полные самодостаточности и воли к жизни. Так, как никто от них не ожидает, потому что обычно не смотрит на них вообще.

Без названия, 1970-71 год, фотография Дианы Арбус

Без названия. 1970-71 год

«Я действительно убеждена в том, что есть вещи, которые никто не видел до тех пор, пока я их не сфотографировала», — говорила Диана Арбус, как бы намекая на добровольную слепоту общества.

В контексте творчества Дианы запечатленные истории из жизни «нормальных» людей ставят само понятие нормальности под вопрос.

Молодая бруклинская семья на воскресной прогулке, фотография Дианы АрбусНапример, как на снимке «Молодая бруклинская семья на воскресной прогулке» (A young Brooklyn family going for a Sunday outing). Может возникнуть сомнение в психическом здоровье ребенка, но на самом деле тот просто дурачился.

Близнецы, фотография Дианы АрбусНечто нездоровое видится и в портретах обычных жительниц Нью-Йорка, молодых пар и детей. Снимок «Близнецы» (Identical Twins) производит некое мистическое впечатление, хотя в действительности изображает обычных семилетних близняшек, которых Диана заметила на одной из рождественских вечеринок.

Верующая у алтаря, 1964 год, фотография Дианы Арбус

Верующая у алтаря. 1964 год

Невыразимое ощущение трагичности, пусть и неявно, исходит почти от всех снимков Дианы. Возможно, тому виной пассивный квадратный формат или грубый свет вспышки, делающие фотографии то излишне белыми, то, наоборот, утопающими в черноте. Но главное средство, которое Диана подчинила себе, — случайность. Она намеренно отказалась от контроля и позволяла ситуации самой привести ее куда нужно, а моделям — самостоятельно найти место перед объективом. Ей же оставалось уловить момент и нажать на спуск.

Мальчик с игрушечной гранатой в Центральном парке, 1962 год, фотография Дианы Арбус

Мальчик с игрушечной гранатой в парке. 1962 год

«Я не знаю, что такое хорошая композиция. Существуют определенные „правильно“ и „неправильно“. И иногда я предпочитаю то, что неправильно», — говорила фотограф.

Карлик-мексиканец в своем гостиничном номере, фотография Дианы Арбус

Карлик-мексиканец в своем гостиничном номере

Диана всегда чувствовала необходимость снимать людей с историями тяжелее ее собственной. Особенно важное значение это приобрело после перенесенного гепатита, обрекшего ее на приступы депрессии, бесполезные терапии и богатый лекарствами рацион. Диане удалось получить разрешение на съемку в заведениях для умственно отсталых, и она смогла проводить там столько времени, сколько ей было необходимо. В снимках же, которые она делала, правдивость не просто имела большое значение, а была кричащей.

Пара подростков на Гудзон-стрит в Нью-Йорке, 1963 год, фотография Дианы Арбус

Пара подростков на Гудзон-стрит в Нью-Йорке. 1963 год

Многие издания, такие как Esquire и New York Times, почувствовали необходимость перейти от постановочной фотографии к репортажной, и то, что Диана Арбус могла им предложить, попадало в десятку. В течение одиннадцати последних лет ее жизни было опубликовано более 250 работ. Она получила премию от Американского Общества журнальных фотографов и поддержку музея Гуггенхайма.

Диана Арбус со своей знаменитой работой, 1970 год

Диана Арбус со своей знаменитой работой, 1970 год

Однако болезнь бросала ее из одного разбитого состояния в другое, еще более тяжелое, заставляя чувствовать себя изможденной и разочаровавшейся все чаще. В 1971 году Диана покончила с собой, хотя на момент своей смерти была уже достаточно известной и популярной как в Америке, так и за ее пределами. Биографы любят уделять ее кончине особое внимание и строить различные догадки на этот счет, но на самом деле никто с уверенностью не может говорить об истинной причине такого поступка. Эту тайну Диана предпочла оставить нераскрытой.

Смотрите также: Финский фотограф создает провокационные автопортреты и называет это искусством

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов

Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов

Еврейский картель «Цви Мигдаль» — циничные сутенеры в кипах

Еврейский картель «Цви Мигдаль» — циничные сутенеры в кипах

Тайны, предательства и сломанные судьбы: история Яры Гамбиразио, потрясшая Италию

Тайны, предательства и сломанные судьбы: история Яры Гамбиразио, потрясшая Италию

Новые посты

22 странные игрушки с полок магазинов, к авторам которых есть вопросы

22 странные игрушки с полок магазинов, к авторам которых есть вопросы

Татуировки появились давно, и любили их не только мужчины

Татуировки появились давно, и любили их не только мужчины

22 снимка из рая для перфекционистов

22 снимка из рая для перфекционистов

15 малоизвестных фактов об эпичной криминальной драме «Крестный отец»

15 малоизвестных фактов об эпичной криминальной драме «Крестный отец»

Непентес и тупайя: «туалетная» дружба плотоядного растения и миниатюрного зверька

Непентес и тупайя: «туалетная» дружба плотоядного растения и миниатюрного зверька

Жуткие тайны Болтон Стрид — самого смертоносного потока Британии

Жуткие тайны Болтон Стрид — самого смертоносного потока Британии

Шпионская техника прошлого

Шпионская техника прошлого

Блейз Старр — рыжая королева стриптиза и скандалов

Блейз Старр — рыжая королева стриптиза и скандалов

Снова залили соседи? Эпичные снимки, которые заставят задуматься о переезде в частный дом

Снова залили соседи? Эпичные снимки, которые заставят задуматься о переезде в частный дом

Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов

Крушение Ту-104 в Пушкине: как жадность погубила 16 адмиралов и генералов

Почему евреи не едят свинину? История сложных отношений

Почему евреи не едят свинину? История сложных отношений

«Ешь салат — не зли ребят»: какими татуировками покрывают себя веганы

«Ешь салат — не зли ребят»: какими татуировками покрывают себя веганы