Пионеры, с каких моделей начиналась история автопроизводителей
В жизни каждого человека первый, неуверенный шажок — всегда еще и самый важный. С автомобилями ровно та же петрушка. Без первого бесхитростного, лицензионного BMW не было бы космического i8; не решись Энцо Феррари на постройку спидстера 125S, не случились бы потом ни F40, ни LaFerrari, а без первого FIAT мы бы, возможно, до сих пор ходили пешком. Продолжаем вспоминать первые автомобили в истории крупнейших брендов современности.
Это вторая и заключительная часть статьи об автомобилях-пионерах. Как и в первом выпуске, в материал попали 20 автомобилей — от Land Rover до Volvo. Компании представлены в алфавитном порядке.
1. Land Rover Mk.1 (1948)
Все началось с того, что у «роверовского» инженера Мориса Уилкса сломался армейский Willys Jeep, верой и правдой служивший ему на всяких приусадебных работах. А новый-то не купить! Тогда Морис и подумал: а почему бы «Роверу» не выпустить собственный внедорожник?
Первый прототип построили на шасси «Виллиса», но с коробкой передач и мотором от довоенного Rover P3. Та машина была знаменита прежде всего рулевой колонкой, расположенной по центру салона. Затем прототип «center-steer» эволюционировал в серийный Land Rover Series 1, ныне доживающий век в личине «Дефендера».
2. Lexus LS400 (1989)
Осознав, что в Штатах невозможно продавать «Тойоты» дороже «Камри», японцы решили запустить на рынке США новый люксовый бренд. Первый серийный Lexus — это, по сути, перелицованный Toyota Celsior. Но поскольку эта «люксобаржа» в Штатах никогда не продавалась, подвоха никто не заметил. Наоборот, на первенца бренда вылилось неприлично огромное количество внимания и популярности.
3. Maserati type 26 (1926)
В отличие от большинства современных брендов, Maserati может гордиться тем, что ее первый автомобиль — гоночный. Типичная двухместная машина 1920-х годов с рамным шасси, алюминиевым кузовом, рядной 1,5-литровой «восьмеркой» и трехступенчатой МКП, Maserati Tipo 26 дебютировала на гонке «Тарга Флорио» 1926 года. Альфьери Мазерати за рулем машины имени себя примчался на финиш первым в классе и девятым в абсолюте. Для начала — неплохо.
4. Mazda R360 (1960)
Строго говоря, первым транспортным средством «Мазды» был трехколесный «тук-тук». Но если считать автомобилем нечто четырехколесное, с дверьми, крышей и лобовым стеклом, то первым будет считаться этот кей-кар. Mazda R360, помимо очаровательной внешности и двухместного салона, была любопытна заднемоторной компоновкой и 356-кубовым двухцилиндровым двигателем мощностью 16 лошадиных сил. Да, это не MX-5 — на таком не подрифтишь…
5. Mercedes 35 h.p. (1901)
Машина, разработанная Вильгельмом Майбахом и Паулем Даймлером по заказу австрийского предпринимателя Эмиля Еллинека, получила имя «Мерседес» в честь дочки последнего. А завидные спортивные и коммерческие успехи 35-сильной машины привели к тому, что все последующие модели Daimler Motoren Gesellschaft также стали называть «Мерседесами».
6. Mini — Austin Mini (1959)
В качестве самостоятельного бренда MINI появился лишь в 2000-м — на сорок лет позже оригинального автомобильчика, созданного британцем греческого происхождения Алеком Иссигонисом. Задумывавшийся как ответ европейским бабл-карам — ультрабюджетным машинками середины 50-х, — MINI стал настоящим символом британского автопрома. Сотканный в равной степени как из гениальных, так и противоречивых решений, он стал легендой при жизни, с минимальными изменениями продержавшись на конвейере свыше четырех десятков лет.
7. MItsubishi Model A (1917)
Для огромного промышленного конгломерата Mitsubishi автомобили всегда были побочным бизнесом. В далеком 1917-м кораблестроительная фирмы Mitsubishi Kobe Dockyard Works выпустила копию FIAT Tipo 3 скорее из любопытства. Коммерческого успеха машина в любом случае не имела. За следующие четыре года было собрано около 20 экземпляров, покупать которые никто особо не стремился. Ведь импортируемые в Японию из США и Европы машины были дешевле.
8. Nissan Model 70 (1937)
Первым автомобилем, получившим имя «Ниссан», считается копия американского седана Graham Paige Special Six. Ее выпуск в 1937 году наладила фирма Jidosha Sezo Co ltd., принадлежавшая группе Datsun и переименованная к тому времени в Nissan Motor. Из этого клубка неудобоваримых фактов следует только одно — более путанной и заковыристой истории, чем у «Ниссана», нет больше ни у кого.
9. Opel Lutzmann (1899)
На пороге XX века семейство Опелей надумало расширить свой велосипедный бизнес за счет автомобилей. Работы по созданию машины поручили Фридриху Лутцманну, инженеру и поставщику комплектующих для заводов Daimler и Benz. Правда, разработанный им для «Опеля» 1,5-литровый экипаж успехом у покупателей не пользовался: 11 машин в первый год и меньше 30 — в следующий. Продлевать договор с Лутцманом Опели не стали, а через несколько лет выпустили автомобиль уже собственной конструкции. Более удачный, кстати.
10. Peugeot Type 2 (1890)
Забавно, но первый автомобиль Peugeot называется «Тип 2». И дело не в прославленном французском разгильдяйстве. Просто машина, именовавшаяся Peugeot Type 1, на самом деле была паровой — с двигателем работы французского конструктора Леона Серполле. Первый же «Пежо» с двигателем внутреннего сгорания, тот самый Type 2, появился на четыре года позже и по сути представлял собой лицензионную версию немецкого Daimler с лицензионным двигателем Panhard & Levassor.
11. Porsche 356/1 (1948)
В послевоенную разруху конструкторское бюро Фердинанда Порше, переехавшее из Германии в Австрию, выживало как могло: высококвалифицированные инженеры не гнушались даже ремонтом старой сельхозтехники. Но руки мастеров, конечно, скучали по рулю. Особенно не сиделось на месте сыну Фердинанда — Ферри Порше. Именно он практически на голом энтузиазме реализовал довоенную мечту отца и построил легкую спортивную машину на базе серийного «Жука».
Первый (он же единственный) экземпляр Porsche 356/1 оснащался кузовом родстер, изготовленным из алюминия, имел пространственную раму и сложную среднемоторную компоновку. В серию же пошла менее заковыристая в техническом плане Porsche 356/2, по компоновке и конструкции гораздо более близкая к VW type 1.
12. Renault Voiturette Type A (1898)
Семейный бизнес по изготовлению пуговиц абсолютно не возбуждал Луи Рено — он интересовался автомобилями. В маленькой мастерской Луи самостоятельно построил крохотную машинку. Учитывая колесную базу всего в 1,1 метра, название Voiturette, то есть «тележка» или «повозочка», оказалось в самую точку. С одноцилиндровым мотором DeDion «тележка» Луи Рено, впрочем, неплохо ездила. А после того, как машину показали на Парижском автосалоне в июне 1899-го, Рено сразу получил 60 оплаченных заказов.
13. Rolls Royce 10 hp (1904)
Когда Генри Ройсу, богатому промышленнику из Манчестера, сколотившему состояние на производстве портовых кранов, надоели поломки своего французского автомобиля марки Decauville, он решил действовать. Не может же самобеглая карета быть сложнее портового крана?!
Рукастый Генри взял и построил собственную версию «Дековиля». Все то же самое и по форме, и по сути, только во сто крат надежней. Именно на этой двухцилиндровой 10-сильной машине в мае 1904-го прокатился богатый лондонец Чарльз Роллс. Ну, а к чему это привело, сегодня знает каждый школьник.
14. SAAB 92 (1949)
Автомобилями известная авиационная компания занялась не от хорошей жизни. После Второй мировой заказы на военные самолеты сошли на нет, и фирма из Тролльхеттана переключилась на более приземленные механизмы. Получилось не быстро, но весело. Взяв за основу довоенный DKW, шведы добавили к творчески переосмысленному переднеприводному шасси шедевральный аэродинамический кузов работы промышленного дизайнера Сикстена Сасона. Итогом стало появление изящного и прогрессивного SAAB 92.
15. Skoda 25/100 (1925)
Немногие бренды могут похвастать тем, что их первый же автомобиль попал в президентский гараж. Однако в случае со «Шкодой» именно так все и было. Первая легковушка фирмы — это лицензионная копия большой, дорогой и престижной «Испано-Сюизы-H6B». Президент Чехословакии Томаш Масарик, передвигавшийся только на машинах местной сборки, сразу же заказал себе 100-сильную «Шкоду-25/100», без проблем разгонявшуюся до 140 километров в час. И ни разу об этом не пожалел.
16. Subaru 1500 (1954)
Принято считать, что первым автомобилем марки стал кей-кар Subaru 360, дебютировавший в 1958-м. Если речь идет о серийных моделях, так оно и есть. Но за несколько лет до этого японцы уже пытались строить машины. Заднеприводной седан Subaru 1500, известный также под кодовым именем P-1, оснащался мотором от Peugeot 202, а внешне подозрительно напоминал другой «Пежо» — седан 403. Всего было выпущено около двух десятков «пэ-первых», некоторые из которых попали в японские таксопарки для оценки потребительских качеств.
17. Suzuki — Suzulight (1955)
Ткацкие станки, мотоциклы, автомобили — история Suzuki развивалась именно по такому направлению. Первая легковушка компании — Suzulight — это копия немецкого Lloyd LP400. Причем сходство не только внешнее, но и компоновочно-конструктивное: передний привод, поперечное расположение мотора, хребтовая рама. Сегодня оригинальный «Сузулайт» — настоящая редкость, ведь таких машин было собрано всего 43 экземпляра.
18. Toyota A1 (1935)
Toyota тоже начинала с ткацких станков, а первый легковой автомобиль — четырехдверный седан А1 — разработала в 1936-м. И в его конструкции не было ровным счетом ничего революционного. Дизайном машина напоминала Chrysler Airflow, а шасси и силовой агрегат были аккуратно скопированы с Chevrolet. Надо же было с чего-то начинать.
19. Volkswagen Type 1 (1938)
Мечту о создании массового автомобиля для простых трудяг Фердинанд Порше смог осуществить лишь с помощью нацистов, санкционировавших разработку народной машины и строительство завода. Доктор Порше свою задачу сделал на отлично. Простая до гениальности конструкция с хребтовой рамой, расположенным в заднем свесе четырехцилиндровым оппозитником и очаровательным кузовом, стала синонимом понятия «Автомобиль для всех». На все времена.
20. Volvo OV4 (1927)
В начале 1920-х годов Ассар Габриэльссон, влиятельный менеджер шведской фирмы SKF, специализирующейся на подшипниках, работал во Франции. Третья республика переживала настоящий бум автоиндустрии, а в Швеции в ту пору не было ни одной мало-мальски серьезной фирмы. «Непорядок!» — сказал Габриэльссон и взялся исправлять положение.
Вместе с инженером Густавом Ларрсоном и на средства, одолженные у банков под персональные гарантии, шведы разработали и построили 10 предсерийных прототипов, ставших основой первого серийного Volvo OV4. Кстати, OV4 дословно означает «Открытый кузов, 4-цилиндровый». Что, в принципе, не совсем верно — из десяти прототипов по крайней мере один имел полностью закрытый кузов. Неувязочка…
Смотрите также:
Сексуальные тачки СССР: автомобильная реклама 70‑х,
22 спорных способа автоперевозки или как не следует перевозить груз,
Самая первая модель «Запорожца» была круче всех последующих, но ее забраковали
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!