Один мой день в кимоно (Хиросима, Япония)
Пишет Наталья Дуплинская: «Ура-а-а! Написала первый пост в формате «один мой день», трудилась несколько дней над ним!
Меня зовут Наталья Дуплинская, 38 лет, родом из Магнитогорска, но 14 лет живу в Москве. В 2013 году я месяц прожила в Хиросиме, куда приехала на собеседование в качестве фотографа в японскую студию «Кики-веддинг». И однажды сама была в роли модели, меня фотографировали в кимоно. Об этом и будет мой день 17 декабря 2013 года, приготовьтесь к обстоятельному рассказу о японских традициях, одежде, услугах. (Для дальнейшего рассказа мне пришлось прочитать почти сотню статей, поэтому прошу японоведов меня поправить в случае ошибок.) Под катом 58 фотографий».
Итак, для начала расскажу немного подробнее о себе и как оказалась в Хиросиме. Я фотограф, снимаю свадьбы, лавстори, портреты не только в России, но и за границей. К сожалению, качество фотоуслуг зарубежных коллег оставляет желать лучшего, и наши русские фотографы на этом фоне весьма достойно выполняют свою работу
В Японии существует сеть салонов красоты «Кики» с головным офисом компании в Хиросиме, которой владеет Оно-сан. «Кики» занимает примерно шесть-семь маленьких этажей, где находятся сам офис и руководство, рекламный отдел, салон красоты, комната со стилистами и костюмерной, один этаж отдан под декорацию «скромный католический храм», и один этаж занимает фотостудия «Кики-веддинг», где главенствует Икегами-сан. Услуги фотостудии средние по ценовой категории и качеству, весь персонал работает за зарплату, а вся прибыль потом распределяется на расходы по содержанию компании. Поэтому чем больше дорогих съемок, тем больше прибыль всей компании.
Оно-сан и Икегами-сан лелеяли мечту о том, как сделают очень дорогую фотостудию, где будут сниматься вип-клиенты. Но найти исполнителя в Хиросиме, который бы не провалил эту идею, они не смогли. И тогда русская девушка Надя-сан, работавшая у Икегами-сан ассистентом, предложила пригласить иностранных фотографов. Надя написала об этом на форуме профессиональных фотографов, есть ли желающие навсегда переехать в Японию для работы. Я, конечно же, откликнулась на это предложение, потому что давно была увлечена японской культурой и такой удивительный шанс окунуться в нее целиком редко встречается. Было много достойных кандидатов, но боссы выбрали меня и мои работы. И вот 26 ноября 2013 года я на месяц отправилась в Хиросиму на собеседование.
Наступило 17 декабря 2013 года, к тому времени я уже три недели жила в Хиросиме и почти каждый день снимала и обрабатывала фотографии со своим боссом Икегами-сан. Так как я была в состоянии собеседуемого специалиста, то за съемку денег не получала, компания оплачивала мой перелет, проживание и иногда питание. Надя-сан часто выступала переводчиком между мною и Икегами-сан, потому что я не знала японского, английский у меня ниже среднего уровня, а мой босс вообще на нем не говорил. С Надей мы очень сильно подружились и до сих пор поддерживаем отношения. Надя — начинающий фотограф, весьма неплохой и перспективный, на мой взгляд. В «Кики» она работала два года ассистентом, но Икегами-сан почти не давал ей снимать. В случае успеха ее идеи — пригласить зарубежного фотографа — она надеялась и на свое профессиональное развитие. В случае неуспеха Надю ожидал большой «бадабум», но ей терять нечего, потому что зарплата очень маленькая даже по меркам России, да и та вычитается из социального пособия.
После трех недель босс был доволен работой Наташи-сан и захотел вознаградить ее фотосессией в настоящем кимоно. А Надя решила наконец-то взять в руки фотоаппарат. Я же отложила камеру, за три недели невероятно от нее устала, и, наверное, это было моей ошибкой, весь бэкграунд снимала телефоном. Поэтому прошу прощения за качество некоторых картинок.
Фотоаппаратом время не успевала фиксировать, ориентировалась по метаданным снимков.
В 13:30 я спускаюсь на второй этаж в комнату, где находятся стилисты и костюмерная. Свадебные костюмы почти перестали покупаться, их проще взять в аренду у студии. А шикарное кимоно передавалось по наследству, узор полностью ткался или вручную расписывался, кимоно может стоить 3 000-20 000 долларов, поэтому не каждый может его себе позволить. Носят кимоно редко — в день совершеннолетия, на свадьбу, какие-то особо праздничные и национальные дни. В моей студии было огромное количество кимоно разной ценовой категории, то, что на мне, стоило примерно 5000 долларов.
Нельзя просто так взять и выбрать, а уж тем более надеть кимоно. Иначе вы рискуете быть как персонаж Аверченко, у которого боярыня Лидия носила «на высокой волнующейся груди кокошник» и снимала с «полной ноги сарафан». Виды кимоно и аксессуаров делятся по времени года, предназначению, статусу, полу. Японцы будут смеяться в ладошки, увидев вас в кимоно с кленовыми мотивами, летним поясом-оби и длинными заколками в форме цветов сакуры в волосах, особенно если вам 45, у кимоно длинные рукава и пояс завязан бантиком, а на улице январь месяц.
Кимоно, как правило, шьется из цельного куска шелковой ткани длиной 11 метров и не имеет размеров. Длина регулируется поясками, в районе талии кимоно просто подгибается, чтобы низ одежды сравнялся со щиколотками. В Японии 24 сезона, разделенные по периодам цветения растений. Особенно элегантным считается, когда узор на одежде предваряет сезон цветения.
Например, январь и февраль — это сосна, слива, бамбук; март и апрель — сакура, бабочки; май и июнь — ирис, ива, птицы; июль и август — ракушки, волны; сентябрь и октябрь — трава, клен, хризантема; ноябрь и декабрь — бамбук в снегу, сосновые иглы. Сейчас такое детальное разделение могут позволить себе немногие, в основном гейши, которые тщательно соблюдают образ и традиции. Орнаменты используются и по своему символьному предназначению, так, сакура — это молодость и красота, пион — богатство и женственность, хризантема — долголетие и счастье, аист — символ красоты, ирис — мужская сила, лотос — чистота и невинность. Также при выборе кимоно надо обратить внимание на статусность женщины, у замужней женщины в возрасте кимоно сдержанных цветов, может быть черным с рисунком ниже талии, рукава короткие, на голове гребень. Молодая незамужняя может позволить носить кимоно ярких расцветок с длинными метровыми рукавами-фурисоде и оби, завязанный кокетливым бантом, а на голове сидарэ-кандзаси — украшения со свисающими цветами.
Помогать облачаться мне будет стилист студии «Кики-веддинг» Татеищи-тенчо. Чтобы кимоно сидело красиво и было уместным, существуют специальные многомесячные школы по надеванию традиционной одежды. Невесту обычно одевают два человека, потому что много приходится работать с утягиванием, выравниванием, и во время обряда присутствует стилист, который каждый раз, когда невеста встает и садится, поправляет ее кимоно (о традиционном венчании я расскажу в следующем дне).
Воротник нага-джюбана и верхнего кимоно на спине имеет изогнутую жесткую форму, для этого вставляется специальный уплотнитель эри-шин, при надевании двух кимоно воротники закрепляют специальной временной прищепкой, чтобы не смещались. Прочитала еще такое определение у Овчинникова, что «у японской женщины «декольте» не спереди, а сзади». Самое сексуальное место, по мнению японцев, это где спина смыкается с шеей, и лопоухость.
У гейши, например, для большей сексуальности ворот кимоно сзади спущен ниже обычного. А от начала роста волос на шее гейши оставляют незакрашенный белилами участок эри-аси в виде язычков, придающий особую чувственность. Также воротнички у гейши говорят об их статусе, у майко-дебютанток они красные, со временем их расшивают белыми и золотыми нитями. А когда ученица становится гейшей, проводится церемония эри-каэ, надевается чисто белый воротничок. Заранее уточню, что современная гейша — это актриса, развлекающая своих клиентов танцем, пением, ведением чайной церемонии, беседой, она не оказывает секс-услуги.
Полы нага-джюбана фиксируются специальным эластичным поясом с прищепкой коши-химо.
У Ольги Хованчук в трактате «Одежда в мировоззрении японцев» сказано, что «процесс надевания кимоно — это творческий акт, что превращает каждого человека в художника, создающего индивидуальный образ. Этот образ будет зависеть только от замысла самого человека, при этом одна и та же одежда может одного украшать, а другого нет, потому что японский национальный костюм подчеркивает не так внешность человека, как его характер. Кимоно, плотно оборачивающее тело с ног до головы, воспитывает в человеке смирение и покорность».
14:20. Прошел почти час с момента, как я выбрала кимоно. Я почти полностью готова. К сожалению, надевание оби никто не сфотографировал, поэтому просто опишу словами.
Пояс оби — еще одна статья расходов для того, чтобы выглядеть красивой японкой. Его стоимость может быть от тысячи долларов и выше, и часто дороже самого кимоно. Оби является хранителем души, а узел — символом верной любви. Члены одного клана завязывали пояс одинаковыми узлами, как у шотландцев о фамильности говорила клетка, у других народов — герб. Ночью путник мог окружить себя веревкой с фамильными узлами и знать, что боги его охраняют, а влюбленные часто делали пояса вручную и дарили друг другу.
Оби в нынешнее время завязывается выше талии. Самые дорогие пояса мару оби шириной 70 см, они изготавливаются из парчи, сотканной вручную, и являются традиционными для невест. Скорее всего, на мне фукуро оби, который чуть дешевле и менее формальный, чем мару-оби, и он также изготовлен из парчи. Фукуро оби примерно 30-40 см в ширину и почти 4 метра в длину. Сзади пояс завязан на бант, он будет виден на других фотографиях, и я про него расскажу позже.
Под бант сзади для поддержания формы подкладывается подушечка оби-макура, сверху она придерживается длинным шарфиком оби-агэ, у меня он красного цвета. Концы его прячутся на груди за оби. Снизу мне подвязали еще красной тканью другой фактуры (здесь этого не видно). Чтобы оби держал форму спереди и не сминался, под него подкладывают дощечки оби-ита, обтянутые тканью, в моем случае это был плотный картон.
И окончательно оби крепится оби-джимэ, шнурком из шелковых нитей, который может быть в сечении круглым, плоским или квадратным. На мне он красный и круглый. Узел шнурка может украшаться декоративными пряжками оби-домэ, но у меня этого нет. Расположение концов шнурка может говорить о сегодняшнем настроении женщины.
В прическу уже воткнули кандзаси — украшения для волос. У японских женщин не было традиции носить ожерелья, серьги, кольца, поэтому кандзаси являлись демонстрацией вкуса и богатства. Дорогие кандзаси делаются из дерева, лака, серебра и черепахового панциря. Они тоже бывают сезонными и статусными, а еще классифицируются по месту расположению в прическе и форме! В прошлом одна из шпилек была заточена, и женщины могли ею обороняться в случае нападения. Длинные сидарэ кандзаси с шелковыми цветами носят незамужние девушки, женщины старше обходятся дорогими гребнями. На моей голове четыре кандзаси, и я не знаю, правильные ли они. Если бы я была гейшей, то в декабре украсила бы волосы кандзаси с сосновыми иглами, листьями бамбука, белыми шариками, символизирующими новогоднее угощение из толченого риса, и маленькими табличками для автографов, потому что в декабре гейши заходят в театральные гримерки и просят любимых актеров расписаться. Надо привить эту традицию для европейских хипстеров и театралов, правда, им придется носить в прическах маленькие «Молескины».
В 15:00 я, Надя-сан, Татеищи-тенчо и Икегами-сан выезжаем в Хиросиму на фотосессию. У компании свой минивэн, молодожены во время фотосессий передвигаются вместе со всей группой. Через 10 минут мы приезжаем в Шуккейн. Это небольшой японский сад, основанный в начале XV века по образцу китайских садов и полностью уничтоженный во время атомной бомбардировки города, но 50-х годах его восстановили.
Я приехала в пору момиджи, по-нашему это «золотая осень», по-японски — это когда краснеют клены. С ноября по март температура примерно +10. На мне всего лишь нательная рубаха, два кимоно, у меня голые ноги, но, как ни странно, не холодно. Я была как в коконе, пришлось передвигаться маленькими женственными шажками, ну и помним, что колени показывать нельзя. Быть в Японии косолапой женщиной — значить быть красивой. Я точно не эталон японской красоты.
Рассмотрим далее мой наряд.
На ногах у меня легкие сандалии дзори, которые носят как мужчины, так и женщины. Честно скажу, мне было очень неудобно в них ходить. Иногда с кимоно носят гэта — деревянные высокие сандалии. В фильме «Хатико» режиссера Сэйдзиро Кояма есть момент, который показался мне очень смешным, несмотря на трагичность истории. Действие происходит в 20-х годах XX века, в Японию совсем недавно пришла европейская мода. И вот профессор Хидэсабуро Уэно в летнем белом наряде а-ля персонаж из романа Джерома «Трое в лодке, не считая собаки», в подтяжках и соломенной шляпе-канотье выходит гулять с собакой, громыхая по мостовой деревянными гэта, надетыми на босу ногу.
За поясом оби у меня складной веер. Рядом с веером белый чехол с красной висящей кистью — это дань прошлому, раньше женщины носили маленький кинжал кайкэн, подаренный мужем на свадьбу и предназначавшийся для самообороны, защиты чести и достоинства. Жены самураев с помощью кинжала совершали обряд самоубийства дзигай, они наносили удары кайкэном в сердце или рассекали сонную артерию на шее.
Так как в городе очень мало локаций для фотосессий, мой босс, как и другие фотографы, приезжает сюда ежедневно на протяжении многих лет и знает каждую точку парка. Это не играет ему на руку, потому что снимки получаются совершенно одинаковыми, но у японских клиентов другие требования. Они покупают пакеты услуг, куда входит, например, 20 снимков и альбом. Поэтому японский фотограф скупо и точно жмет на кнопку, не придумывая экзотичные ракурсы, ведь нужно лишь 20 картинок.
Этот кадр «мой». Мы с Икегами-сан много работали в Шуккейне, и я, чтобы не повторяться, снимала с других точек. Однажды я сфотографировала жениха, сидящего со спины и смотрящего на пруд, мне показалось это симпатичным и настроенческим кадром. После меня спросили, зачем я это сделала, ведь снимок не купят! Клиенту не нужна философия, ему нужно лицо в кадре. Но мои руки были развязаны, я ведь не работала за гонорар, поэтому все фотографии просто подарила паре. А Надя-сан не побоялась «клиента» и повторила этот кадр для меня.
Учитывая, что я большеформенная, не косолапая, не лопоухая, с луноликим лицом, высоким лбом и широкоулыбающаяся настоящая русская женщина, я поинтересовалась у Татеищи-тенчо, а симпатичная ли я по меркам японцев? Сказали, что вроде ничего 🙂
Стилист всегда ездит на съемки, он помогает переодеваться и менять прически, следит за тем, как сидит одежда на клиенте, часто выполняет функцию ассистента фотографа и держит лайт-диск.
Через полчаса после начала съемки, в 15:50, мы решаем поменять образ и надеть традиционный парик кацура.
На голову закрепляют фиксирующую ленту, Надя придерживает ее пальцем, и надевают парик.
Парик кацура очень тяжелый, в основе его регулируемый железный каркас, в местах, где у меня заканчиваются передние пышные части «бин», он отгибается на особых приспособлениях, как дверь на петлях, очень плотно держится и может сесть на любого размера голову. Как правило, делается из натуральных волос, сетка-основание, которую видно на фотографиях, почему-то не срезается, и никого это, кроме меня, не волнует. На eBay стоимость кацуры примерно от 300 долларов и выше.
Сейчас нихонгами на собственных волосах делают только ученицы гейш — майко, сами гейши используют парики, и этот переход закреплен в обряде инициации. Кацуру используют и невесты для быстрого создания традиционного образа.
В начале XVII века у женщин возникла прическа в стиле шимада, состоящая из различных видов пучков, этот стиль сохранился до сих пор. На затылке разными способами формируется главный пучок магэ, который у зрелых дам может опускаться ниже. На моем парике прическа така-шимада, традиционная для гейш и невест и украшенная пятью кандзаси.
Видно, как сразу лет на десять меня состарили и цвет волос, и низкий лоб, и широкие пряди. Удивительно, как я здесь похожу на свою маму, которая хоть и не японка, но красит волосы в черный цвет и носит такую прическу ежедневно (сестры потешались, глядя на эти снимки). А я так старательно всю съемку вытягивала шею, но все равно остается полное ощущение, что шея и голова у меня похожи на черепашьи, выглядывающие из кимоно, как из панциря.
В 16:45 мы заканчиваем снимать в замке и возвращаемся в студию.
В 17:20 Икегами-сан делает мне последние традиционные портреты. При съемке в кимоно надо показать его красоту и богатство. И Икегами-сан — один из немногих профессионалов, которые очень много времени уделяют классическому фотографированию клиента в кимоно. Существует как минимум два фотографических ракурса для этого.
На данном снимке кажется, что я очень непринужденно стою, на самом деле поза не очень удобная, но мне нельзя двигаться. Подол моего кимоно не слишком длинный, поэтому здесь не видно, что Икегами-сан тщательно расправлял его по полу, иногда туда подкладываются каменные бруски. Рукава тоже расправлены, и в нижнюю висящую часть для утяжеления и сохранения формы вложены картонки. Затем меня поставили так, чтобы получилась Х-образная фигура, изгиб руки, а также полы и длинные части рукавов, наклон тела — все параллельно друг другу, либо линии перетекают.
P.S. Через неделю я вернулась в Москву, чтобы потом весной окончательно перебраться в Японию… Так думала я, об этом мечтали мои боссы.
Но мне не суждено было приехать в Хиросиму, создание новой студии в центре города требовало больших денег, и случилась тяжелая болезнь главного босса, поэтому «Кики-веддинг» продолжает существовать в прежнем режиме с одним фотографом Икегами-сан. А Надя-сан ушла оттуда и теперь самостоятельно фотографирует, ее работы можно найти здесь https://www.facebook.com/nyarullina. Хочу сразу поблагодарить всех людей, благодаря которым эта поездка состоялась. Было очень трудно, но для меня это стало бесценным, интересным опытом. И, конечно, я хочу вернуться в Японию, чтобы посмотреть города, вулкан Фудзияму, цветение сакуры и настоящих киотских гейш. Оно-сан, Икегами-сан, Надя-сан, Татеищи-тенчо, Мичино-тенчо и другие, аригато годзаймас за всё!
Смотрите также: Лучшие посты на БигПикче Топ-100
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!