Очень позднее Средневековье, или Почему сжигают книги в XXI веке
Всем известно, что книги сжигала средневековая инквизиция, религиозные фанатики и нацисты. И считается, что это явление осталось в далеком прошлом, а в современном мире ему места нет. Но это не так — оказывается, книги сжигают и сегодня, в разных уголках планеты, причем далеко не самых диких. Кто сейчас устраивает костры из книг и почему это происходит?
Совсем недавно в твиттере уезда Чжуидао на севере Китая появилась новость о том, что одна из библиотек избавилась путем сожжения от 65 книг, которые посчитали «религиозными и незаконными». Судя по фотографии, книги сжигали едва ли не торжественно, перед главным входом.
После того как журналист местного издания «Хунсин Синьвэнь Чжуидао» пришел в библиотеку, чтобы узнать детали этой акции, ему ответили, что обсуждать в этом случае нечего. Правда, заметив интерес прессы, публикацию с костром из аккаунта убрали.
В Китае сжигание книг — старинная добрая традиция. Впервые массовые пожары из рукописей были отмечены в эпоху правления императора Цинь Шихуанди (245-210 до н. э.), а последняя масштабная вспышка пиромании пришлась на «культурную революцию» проходившую в Поднебесной в 1966-1976 годах.
А что сейчас? Оказывается, что в октябре 2019 года министерство образования Китая издало распоряжение, предписывающее тщательно очистить библиотеки учебных заведений от литературы, пропагандирующей «незаконную религиозную деятельность», суеверия и предрассудки.
Хунвейбины сжигают книги
Если вы думаете, что подобным грешат только коммунисты и сочувствующие, мы вынуждены вас расстроить. Достается не только религиозной литературе и не только в Китае. В марте 2019 года горели книги Джоан Роулинг из серии о Гарри Поттере и не где-нибудь, а в Европе, в польском Гданьске.
Костер из книг о чародеях сложили католические священники, а кроме художественной литературы в огне оказались статуэтки, маски, плакаты и другие предметы, признанные клириками антихристианскими. Сбор вещей для сжигания организовали среди прихожан, складывавших книги и мистические атрибуты в большие корзины у входа в храмы.
Фото сожжения книг и вещей «пропагандирующих» оккультизм разместила в своем аккаунте в фейсбуке благотворительный фонд со странным названием «SMS с неба». Что касается адекватных людей, то их позицию четко высказало польское издание Onet, сравнившая современных святош с нацистами Германии 30-х годов, боровшимися с «дегенеративным искусством».
Вот так благочинно уничтожались книги о Гарри Поттере в Гданьске
Но в этом случае все закончилось, можно сказать, хорошо. Священники, испугавшись шумихи, убрали пост из соцсети и принесли публичные извинения. Кроме этого, на сайте фонда «SMS с неба» появилось такое оправдание:
Вот они, европейские ценности, скажете вы и будете неправы. Так как явление это можно считать международным и встречающимся в России в том числе. В 2007 году в Москве православные хоругвеносцы также сжигали книги о мальчике-волшебнике из Хогвардса, сопровождая действо целой клоунадой.
В марте 2016 года в Краснодаре некие не идентифицированные юные активисты сжигали произведения Генри Миллера, среди которых оказались книги «Тропик Рака», «Сексус» и «Черная весна».
Сжигавшие литературу юноши не делали официальных заявлений, лишь лаконично назвав предаваемые огню книги «скрижалями Содома». Позднее, когда, как обычно, пришла пора оправдываться перед общественностью, противники Миллера провозгласили следующее:
В опубликованном активистами на YouTube ролике можно увидеть, как вокруг костра мечутся в подобие хоровода под «Весну священную» Стравинского раздетые по пояс тощие школьники. Кстати, раскаяние так и не посетило борцов с генитальными подснежниками, что, в принципе, и отличает нас от европейцев.
Это единичный случай, отображающий личную позицию отдельных граждан, скажете вы. И снова ошибетесь, ведь подобные акции происходят чуть ли не с одобрения властей. Так произошло в 2015 году в Республике Коми, где согласно указу министерства образования и молодежной политики из библиотек ВУЗов изъяли «враждебную литературу» с чуждой россиянам идеологией.
Тогда было обнаружено 413 крамольных книг, 53 из которых были сожжены библиотекарями Воркутинского горно-экономического колледжа. Остальное тоже было уничтожено, но не так демонстративно — при помощи аппаратов для уничтожения бумаг.
Вы удивитесь, узнав, какие книги попали в разряд враждебных — в костер пошло все, что было издано при поддержке Фонда Сороса, начиная от книг о художниках-сюрреалистах и заканчивая учебниками по криминалистике. Сгорели в очищающем пламени и пособия по такой науке, как логика, что как бы символизирует то, что творится в министерствах республики.
В 2014 году у стен Крымского кабмина сторонники присоединения полуострова к России с радостными криками сжигали книги на украинском языке. Костры из украиноязычной литературы горели по всему Крыму и даже иногда в школьных дворах.
Но если во всех предыдущих случаях костры из книг горели по каким-то особым соображениям и очень избирательно, то на территориях, где орудует террористическая группировка ИГИЛ, запрещенная в Российской Федерации и во всем цивилизованном мире, сжигают все подряд.
Более того, уничтожаются и сами библиотеки, как это произошло в 2015 году в иракском городе Мосул. Там террористы просто взорвали здание вместе с книгами и, не исключено, что вместе с персоналом. Все что уцелело при взрыве варвары сложили грудами во дворе здания и подожгли.
Огненное аутодафе в Мосуле
По первоначальной оценке экспертов было уничтожено до 8 тысяч книг и рукописей, но позже информацию уточнили. Выяснилось, что в Мосуле погибло 112 тысяч книг, среди которых были редкие издания и манускрипты, сохранившиеся в единственном экземпляре.
Происходят иногда и вспышки ненависти к литературе, в основе которых лежат межнациональные конфликты. Примером такой ситуации можно назвать уничтожение книги «Каменные сны» Акрама Айлисли земляками автора из азербайджанского села Айлис.
После выхода в 2012 году «Каменных снов», описывающих трагедию жителей Нагорного Карабаха, автора обвинили в симпатиях к армянам. В книге Айлисли описывает события, произошедшие в 1919 году, когда армянское население поселка Айлис было вырезано под корень.
Акрам Айлисли
В родном селе автора на главной площади сложили костер из его книг и сожгли, скандируя при этом «Смерть Акраму Айлисли!» и «Акрам — армянин». Что такого в этом романе, из-за которого Айлисли исключили из союза писателей страны и порицали все — от односельчан, до президента страны?
В книге автор, всего-навсего, показал, что сосуществование армян и азербайджанцев на одной земле, родной для всех, возможно. Роман начинается со сцены спасения азербайджанцем старого армянина, обреченного толпой на смерть. Каким образом книга может оскорблять страну и ее народ, автор не может понять уже несколько лет.
Смотрите также — «Ночи длинных ножей»: 4 самые кровавые бойни новой и новейшей истории
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!