Кто такой Питер Бек и почему он круче Илона Маска
То, что делает Илон Маск для освоения космоса — удивительно и заслуживает самой высокой оценки. Но у американского миллиардера есть конкурент, который не просто наступает ему на пятки, а кое в чем уже обошел. Простой парень из Новой Зеландии по имени Питер Бек (Peter Beck) — не менее замечательный гений ракетостроения и начинал он в самых лучших традициях жанра — в гараже, среди металлолома и технической литературы.
От своих сверстников Питер отличался с раннего детства. Его не привлекала непродуктивная беготня по улице и ребяческие забавы — он любил проводить время в гараже, наблюдая как его отец возится с машиной. В крошечном новозеландском городке, где жила семья Бек, почти не было развлечений и фрезерный станок отца был самым ярким детским впечатлением мальчика.
Первый опыт ракетостроения
В 15 лет Питер впервые попытался создать нечто «с нуля» своими руками и у него получилось! Полностью алюминиевый велосипед, который юный мастер собрал чуть ли не из мусора, стал предметом зависти сверстников. В 16 лет Бек купил за 300 долларов полуразвалившуюся микролитражку Austin Mini и полностью ее отремонтировал.
Отец Питера — директор городского музея, сам имел золотые руки, но даже он был удивлен, увидев автомобиль, который словно только что сошел с конвейера. Стало ясно, что парень нашел себя в этом мире и ему просто не нужно мешать. С тех пор никто уже не ворчал, когда Питер по 10-12 часов не выходил из гаража. Сам он вспоминает об этом так:
Но механика недолго увлекала Питера и уже в 1999 году, в возрасте 18 лет, юный умелец замахнулся на создание ракетного двигателя. Интернет в те времена был еще слишком молод, чтобы давать ответы на все вопросы и нужную информацию пришлось черпать из книг, взятых в библиотеке и выписанных по почте.
Для создания ракеты гараж не годился и в мастерскую был переоборудован сарай на заднем дворе. При работе с ракетным топливом, токсичным и огнеопасным, был необходим защитный костюм. Достать его было негде и Питер сделал защиту сам из сварочного щитка, плотного полиэтилена и скотча. В такой экипировке перегонка перекиси водорода и других химикатов была рискованным занятием, но изобретателя это не остановило.
После нескольких неудач двигатель все-таки заработал и Питер решил испытать его в деле. Он взял тот самый алюминиевый велосипед и прикрепил агрегат к нему. Одев мотоциклетный шлем и оранжевый комбинезон, Питер Бек стартовал на заброшенной автостоянке. Ему удалось развить скорость 150 км/час только за счет реактивной тяги — это был успех!
Гений со шваброй
Человек, буквально «на колене» собравший работающий реактивный двигатель мог бы претендовать на научную степень или, как минимум, на должность ведущего инженера в крупной компании, но Питера Бека карьера не интересовала. Он зарабатывал на жизнь мытьем туалетов и окон, грузил алюминиевые заготовки на заводе, подрабатывал сборкой и ремонтом металлургического оборудования.
Признание профессионализма пришло само собой. Сначала Питера пригласили поработать над созданием морской яхты, затем он попал в цех, где занимались литьем под давлением, и только потом его взяли на инженерную должность в экспериментальную лабораторию, финансируемую государством.
В лаборатории Питер понял, что попал в свою стихию. Днем он старательно выполнял свои обязанности, а ночью, с разрешения руководства, занимался своими изобретениями в мастерской компании. Увлеченного своим делом молодого человека коллеги поддерживали как могли — на его стол стаскивали списанные мудреные инструменты и детали, а однажды даже подарили слиток чистого титана, стоимостью около 2000 долларов.
Имея твердую почву под ногами, Питер женился. Его супруга работала в крупной компании и однажды получила приглашение перейти в ее американский филиал. В 2006 году пара, не раздумывая, собрала вещи и отправилась покорять Америку. Приехав в США, Бек считал, что перед ним открывались невероятные возможности для самообучения и обмена опытом.
Питер постоянно находился в движении, посещая научные центры и лаборатории. Его видели в Исследовательском центре NASA имени Эймса (Ames Research Center) и Лаборатории реактивного движения (Jet Propulsion Laboratory), а также в конструкторских бюро Boeing и Rocketdyne.
Никто не знает, как умудрялся увлеченный своим делом Бек попадать в места, куда посторонним путь заказан — его страсть к новому делала невозможное. Но все эти «кузницы инноваций» разочаровали парня своим консервативным подходом к вопросу и сотрудничать с ними желания не возникало.
Космическая колбаса Питера Бека
Питер Бек вынашивал грандиозные планы — он хотел придумать способ удешевить доставку грузов на орбиту, чтобы сделать ее массовой. Существующие способы с огромными и дорогостоящими ракетами-носителями его не устраивали. Изобретатель был убежден, что только снижение стоимости ракет обеспечит человечеству настоящий прорыв в космос.
Это было возможно благодаря удешевлению электроники, использованию новых ракетных двигателей и 3D печати. Принципиально новые ракеты могли бы доставлять на орбиту спутники сотнями, а повторные использования ступеней сделали бы такие запуски еще более выгодными.
В это время Илон Маск со своей компанией SpaceX только делал первые шаги. Он уже запускал свои аппараты в космос, но каждый полет обходился в 100-300 миллионов долларов и за ним тщательно следило государство. Аппараты Маска были огромными, а эффективность запусков оставляла желать лучшего.
Разочарованный в технологиях США Бек возвращается в Новую Зеландию. На родине он находит поддержку правительства, которое выделяет ему целый этаж лаборатории с оборудованием и берет на себя расходы по аренде. Питер находит инвестора с говорящим именем Марк Рокет (Mark Rocket) — интернет-предпринимателя, поверившего в дешевые ракеты Бека.
Марк дал большую часть из 300 тысяч долларов, необходимых для реализации амбициозного проекта. Остальное Питер взял в долг у знакомых и со своих скромных счетов. В 2009 году первая ракета под названием Ātea-1 была готова. Имя аппарата переводилось с языка маори как «космос», поэтому он просто не мог не достичь цели!
Старт ракеты, длина которой составила всего 6,1 метр, а вес 59 кг, состоялся с площадки на острове Большой Меркьюри (Great Mercury), принадлежащем предпринимателю Майклу Фею (Michael Fay). Первым космическим грузом стала… колбаса, выпускаемая компанией Фея — так Бек рассчитался за аренду стартовой площадки.
Компания Rocket Lab сегодня
Со времени полета колбасы в космос минуло 11 лет и сегодня компания Питера Бека Rocket Lab стоит ровно 1 миллиард долларов. Да, ей далеко по капитализации до SpaceX Илона Маска, но Бека это не смущает. Он добился своей цели и утер нос американцам — его ракета Electron круче, а главное — легче коллег по классу. Ее гладкий черный корпус длиной всего 17,1 метра, а диаметр — 1,2 метра, а рассчитана она на доставку на орбиту груза массой 228 кг.
В чем же тут победа, ведь Falcon 9 компании Маска доставляет на орбиту 22,8 тонны полезного груза? Все просто — ракета SpaceX высотой 70,1 метра и диаметром 3,7 метра «везет» груз за 60 миллионов, а ракета Rocket Lab всего за 5. Сразу стоит уточнит, что в космических перевозках сокращение грузоподъемности не влечет пропорциональное снижение стоимости полета.
Космодром LC-1, принадлежащий компании Питера Бека
Сейчас компания Rocket Lab вплотную приблизилась к еще одной цели — запускать ракеты в космос еженедельно. Ракетные двигатели, напечатанные на 3D-принтерах, помогли добиться такого ошеломляющего результата.
Смотрите также — Что скрывают известные миллиардеры: правдивые истории людей, изменивших мир
Источник
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!