Как жили дети в нацистской Германии: от букварей до концлагерей
В 1933 году нацисты пришли к власти в Германии, и это привело к серьезным изменениям не только в политике и экономике. Детство в тоталитарном государстве тоже изменилось до неузнаваемости. С первых лет жизни дети начинали готовиться к служению Третьему рейху. Идеология пронизывала все сферы их жизни: школу, игрушки, праздники и даже дворовые игры. В образовании, развлечениях и досуге не оставалось места для личного, нейтрального или случайного.
Школа при нацистах: пропаганда с первых страниц букваря
В 1933 году, когда Гитлер пришел к власти, жизнь миллионов немцев изменилась навсегда. Эти перемены затронули не только взрослых, но и детей. Из школ и училищ уволили евреев, коммунистов и тех преподавателей, кто не поддерживал новую власть. Многие оставшиеся учителя решили вступить в нацистскую партию. К 1936 году 32 процента педагогов Германии уже состояли в НСДАП.
Новая власть заменила все учебники. На уроках математики ученики младших классов уже не раскладывали яблоки по корзинам. Теперь они распределяли солдат по палаткам. Старшеклассники, в свою очередь, строили диаграммы, демонстрирующие затраты Рейха на содержание инвалидов и людей с наследственными заболеваниями.
В букварях малыши складывали из букв нацистские лозунги и хвалебные оды фюреру. Но самыми странными стали учебники по истории. В них утверждалось, что немецкая нация стояла у истоков древних цивилизаций и создала Персидскую, Греческую и Римскую империи. Уроки Слова Божьего исчезли из программы, зато количество часов физкультуры увеличилось, а требования к нормативам стали строже.
Дети «неарийского» происхождения
Жизнь детей еврейского, цыганского и других «неарийских» происхождений кардинально отличалась от судьбы их немецких сверстников. С 1935 года Нюрнбергские законы лишили их гражданских прав и превратили в изгоев общества. Еврейские дети больше не могли посещать обычные школы, играть в парках или даже покупать мороженое. Их детство превратилось в череду запретов и унижений.
Постепенно ситуация становилась все хуже. Детей отделяли от родителей, заставляли носить желтые звезды, а затем депортировали в гетто и концентрационные лагеря. Многие семьи пытались спрятать своих детей у друзей или в монастырях, но это было крайне опасно. Дети «неарийского» происхождения стали жертвами одной из самых жестоких систем в истории человечества, лишившись не только детства, но зачастую и жизни.
Уроки ненависти
На уроках биологии в немецких школах основой учебного материала стали труды Юлиуса Штрейхера, идеолога расизма. Детям внушали, что арийская раса превосходит все остальные. Им рассказывали о так называемых «унтерменшах» — «недочеловеках», под которыми подразумевали евреев и цыган. Школьникам даже показывали фотографии детей, родившихся от смешанных браков между немцами и евреями, чтобы научить их отличать людей «низшего сорта». С 15 ноября 1938 года еврейским детям запретили ходить в школу.
В 1933 году нацисты создали NAPOLAS — специальные национал-политические учебные заведения. Эти школы готовили будущих лидеров национал-социалистического движения. В них принимали мальчиков в возрасте от 11 до 18 лет и обучали их с явным политическим уклоном. Особое внимание там уделялось пропаганде нацистской идеологии.
Наиболее восприимчивыми к нацистской пропаганде оказались дети, рожденные уже при Гитлере. Они не знали другой жизни и полностью доверяли тому, чему их учили в школе и дома. В семьях, которые не поддерживали нацистов, родители боялись обсуждать политику своих отпрысках, чтобы не навлечь на себя беду.
В своих мемуарах швейцарский дипломат и историк Карл Буркхоф вспоминал: в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года он видел, как один мальчик, которому было всего 9 лет, вместе со сверстниками отправился громить еврейские магазины. Когда этот маленький нацист узнал о захвате Польши немецкими войсками, он прыгал от радости. Ему было непонятно, почему плачет его мать. В нацистской Германии таких детей насчитывались десятки тысяч.
Солдатики, оловянный фюрер и куклы-нацисты
В сложившихся условиях никто не удивлялся изменениям в ассортименте детских игрушек. До прихода Гитлера к власти производство игрушек переживало упадок, но нацистская власть открыла для компаний новые возможности. Особенно выгодно сложилась ситуация для предприятий, входящих в Ассоциацию немецких фабрикантов оловянных фигур.
В 1933 году основатели Ассоциации, производившей почти всех солдатиков в Германии, заявили:
Кроме многочисленных вариантов солдатиков разных родов войск, выпустили и фигурки фюрера с вскинутой в нацистском приветствии рукой. Но с этим фабриканты переусердствовали, и власти не оценили их патриотический порыв. Кто-то предположил, что дети могут неподобающе использовать фигурку Гитлера. А что, если её сломают или, например, раскрасят красками?
Чтобы избежать подобных ситуаций в будущем, власти решили регулировать производство через законодательство. 19 мая 1933 года был принят закон «О защите национальных символов». Согласно ему, фабрики обязаны были согласовывать свою продукцию с особой комиссией и получать разрешение на выпуск. Что касается уже выпущенных оловянных фигурок фюрера, их не стали изымать из продажи — они пользовались слишком большой популярностью среди населения.
В магазинах игрушек появилось множество пистолетов, автоматов, танков и касок. У всех кукол стали светлыми волосы и небесно-голубыми глаза. В середине 1930-х годов компания Schildkröt выпустила кукол по имени Ганс и Инге. Их внешность полностью соответствовала представлениям об арийской расе. Эти игрушки пользовались популярностью по всей Европе, но только в Германии можно было найти Ганса в нацистской форме. К 1943 году производство любых игрушек запретили — все ресурсы требовались для военных нужд.
Как Третий рейх переписал детскую культуру
Детские праздники, театральные и цирковые представления были пропитаны идеологией. В 1939 году детей вместе со Святым Николаем поздравлял… Йозеф Геббельс, главный пропагандист Рейха. Нацистская вакханалия царила даже в кукольных театрах. Немецкий Арлекин Кашперле на представлениях оскорблял Черчилля и насмехался над евреями и коммунистами.
В кукольных спектаклях появились куклы-евреи. Их внешность была намеренно отталкивающей: огромный крючковатый нос, мясистые губы и нелепая неопрятная одежда. Позднее создатель этих кукол, Каро Шигель, пытался оправдаться. Он утверждал, что был вынужден сотрудничать с нацистами, так как в противном случае ему грозило заключение в концлагерь.
Абсурдные изменения затронули и празднование Рождества — любимого праздника всех детей. Говорили, что вместо рождественской звезды верхушку елки иногда украшали свастикой. Правда, фотофактов такого оформления не сохранилось. Зато до наших дней дошли елочные игрушки со свастиками и изображениями фюрера. В сладких подарках дети находили шоколадных солдатиков и леденцы в форме самолетов.
Когда игры учат ненависти
Сложившаяся в стране ситуация не могла не отразиться на детских играх. Уже в 1933 году во дворах дети начали играть в охоту на коммунистов. Идеологического врага требовалось найти, поймать и отправить в специальное место под названием «лагерь». Помимо этого, большую популярность получили всевозможные настольные игры.
Например, игры «Мы летим на Англию» и «Бомбы на Англию» предлагали игрокам поля с изображениями крейсеров и бомбардировщиков. В 1938 году особой популярностью стала пользоваться игра «Евреи, вон!», цель которой заключалась в том, чтобы очистить город от евреев. Игроки по очереди делали ходы, собирая жертв в определенном месте игрового поля для последующей отправки в концлагерь.
С 10 лет дети могли вступить в Гитлерюгенд или Союз немецких девушек. Для малышей в этих организациях существовали специальные подразделения. К 1939 году молодежными движениями было охвачено до 80 процентов подростков. Их главной задачей стало воспитание будущих солдат, а также жен и матерей с «правильной» идеологией. В рамках организаций проводились спортивные мероприятия, преимущественно командные игры. Мальчиков учили борьбе, метанию ножей и даже стрельбе.
Жизнь в тени войны
С началом Второй мировой войны в 1939 году жизнь детей в Германии изменилась ещё сильнее. Многие семьи потеряли отцов, ушедших на фронт. Города подвергались бомбёжкам, и детям часто приходилось прятаться в убежищах. В последние годы войны, когда Германия начала терпеть поражения, подростков из Гитлерюгенда отправляли на фронт. Некоторые из них были совсем юными — 14–16 лет.
Эвакуация стала ещё одним серьёзным испытанием для детей. Тысячи детей отправляли в сельскую местность или специальные лагеря, чтобы уберечь их от бомбёжек и разрушений в городах. Многие из них впервые покидали родной дом, оказывались в незнакомой обстановке и были вынуждены приспосабливаться к новым условиям. Разлука с семьёй, постоянный страх за родных и неопределённость будущего стали неотъемлемой частью их жизни. Дети часто чувствовали себя одинокими и беспомощными, но режим продолжал внушать им, что они должны быть сильными ради «великой Германии».
Как это повлияло на будущее?
После поражения нацистской Германии началась эпоха переосмысления. Первым делом запретили все военные игрушки. Инициативу выдвинули женщины из Христианско-демократического союза Германии, и депутаты её поддержали. Однако производители игрушек вскоре нашли способ обойти запреты, позиционируя свою продукцию как коллекционные модели. Тем не менее, милитаризация детей прекратилась, и постепенно малыши вернулись к мирным забавам.
Детство в нацистской Германии оставило глубокий след в судьбах миллионов людей. Одни выросли, веря в идеи нацизма, другие — с чувством вины за прошлое своей страны. После войны многие дети, воспитанные в духе пропаганды, столкнулись с необходимостью переосмыслить свои взгляды. Это было непростое время для целого поколения, которое росло в условиях тотального контроля и страха.
История жизни детей в нацистской Германии напоминает нам, как легко манипулировать сознанием молодёжи и как важно защищать свободу мысли. Эти дети были одновременно жертвами и частью системы, которая изменила их жизни навсегда. А как вы думаете, что можно сделать сегодня, чтобы защитить детей от политических манипуляций и сохранить их право на беззаботное детство? Делитесь мнением в комментариях.
Смотрите также — Монстры или обычные люди? Как выглядела будничная жизнь Третьего рейха
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









