Смотрите
BigPicture ➤ знаменитости ➤ Бёрдмэн: интересные факты о съемках самого необычного кинофильма современности
Бёрдмэн: интересные факты о съемках самого необычного кинофильма современности
0
Фильм «Бёрдмэн» задумывался режиссером Алехандро Гонсалесом Иньярриту как эксперимент. Он сам не знал, что из этого получится, и предложил всем просто принять участие в нем вместе. И именно оригинальность подхода привлекла большинство участников проекта. Майкл Китон согласился на роль через «примерно 11 секунд»: «Мне нравится оригинальность и необычность, — говорит он. — Меня привлекают подобные сложности». Главная задача, поставленная режиссером перед своей командой, — съемка одной камерой и единым дублем, повлияла на дизайн декораций и потребовала очень плотной работы художника-постановщика Кевина Томпсона с оператором Эммануэлем Любецки.
Для поддержания нужного ритма на площадке у Иньярриту был записан саундтрек с барабанной музыкой. Барабанщик в фильме появляется не единожды — как в самом театре, так и в аллее на улице. Музыку писал мексиканец Антонио Санчес, он сделал 60 треков в разном эмоциональном ключе по описанию сцен Иньярриту. Барабанная дробь представляла сердцебиение персонажа. «Это помогло актерам войти в настроение, а камере — в ритм сцены» — говорит Любецки.
Декораторы наполнили помещения всяким старым театральным реквизитом, странной мебелью, банками с краской и другим хламом, обычным для внутренних помещений бродвейских театров. Внутренности театра были созданы так, чтобы контрастировать с голливудским гламуром: обшарпанные, фактурные стены, творческий беспорядок, конфликтующие цвета и текстуры.
Съемка театральных зрителей тоже представляла техническую сложность: группа не могла позволить нанять статистов на весь театр, поэтому живые статисты сидели только на передних местах и у проходов. Дальше сидения были заполнены куклами. «Освещение должно было быть очень специфическим, — делится Любецки. — Достаточно осветить живых статистов и уводить в тень кукол, чтобы их не было заметно в кадре».
«Там был момент, когда Эдвард Нортон впервые выходит на сцену театра, — рассказывает Эмма Стоун, — и потом прихожу я и увожу его в гримерку. Дубль длился минут шесть, и каждый раз я шла слишком быстро или слишком медленно. «Ты убиваешь мой фильм!» — кричал Алехандро. Возможно, он даже серьезно имел это в виду на каком-то этапе, но процесс действительно заставлял держать себя в напряжении».
В картине есть сцена, в которой персонаж Майкла Китона оказывается на улице в одних трусах и носках. Чтобы вернуться в театр, ему надо пройти через Таймс-сквер (кстати, на самом деле из театра Сент-Джеймса нельзя выйти на Таймс-сквер, но ведь большая часть фильма разворачивается в голове персонажа Майкла Китона). Съемки проводились весной 2013 года. Иньярриту долго пытался вычислить, как это снять, исключив попадание в кадр туристов, привлеченных видом полуобнаженной звезды. В обычном случае это можно было бы снять в несколько монтажных склеек, но не здесь, где требовался один длинный план. Закрыть площадь тоже не представлялось возможным — на это у команды фильма просто не было бюджета — картину сняли на 18 миллионов долларов.
С этим Иньярриту помогала монреальская студия Rodeo FX во главе с VFX супервайзером Ари Ханикяном. Визуальные эффекты так или иначе присутствуют в 90 минутах 119-минутной ленты. Так что «документальный» стиль съемки вовсе не означает отсутствия компьютерной графики!
В другой сцене Ригган встречает свое альтер-эго Бёрдмэна при прогулке по Нью-Йорку. Здесь снимали каскадера, одетого в костюм Бёрдмэна, но парни из Rodeo добавили CG крылья, перья и продублировали лицо Майкла Китона на каскадера. VFX супервайзер фильма Ара Ханикян отправился в студию Spectral Motion, которая создавала костюм, и сделал нужные фотореференсы крыльев костюма и его текстур. CG крылья были построены с помощью софта Softimage XSI, в картинку с помощью ICE добавили динамик и симуляций для анимации движения перьев на ветру.
Вертолет и другие взрывы были также цифровыми. «Когда мы смотрим вверх, мы видим еще один взрыв на крыше здания, — рассказывает Ханикян, — на отснятом материале был всего лишь дым — для тайминга. После чего мы сделали симуляцию разрушения твердых объектов в Houdini, построив здание и взорвав его. Цифровые кирпичи, древесные осколки и разбитое стекло — это тоже симуляции Houdini. Плюс в сцену добавили симуляции дыма и отснятые элементы огня».
В нескольких сценах фильма главный герой оказывается перед зеркалом, которое в любом случае должно отражать съемочную группу. Оно и отражало, пока специалисты Rodeo не вычистили их оттуда. Вернее, такие сцены потребовали очень сложной работы: из реально отснятого материала в них только актеры на переднем плане и их отражения, выделенные с помощью ротоскопирования. Все остальное окружение — это заново восстановленный в 2,5D интерьер комнаты. Художникам по эффектам также пришлось воссоздавать пыль и грязь на самих зеркалах.
Эффекты также были призваны на помощь в сценах вхождения кометы в атмосферу Земли и даже — в моментах, когда герой бросает по комнате вещи. А еще — для скрытия многочисленных «невидимых» монтажных склеек.
Симуляция толпы была вставлена в сценах беседы персонажей Эммы Стоун и Эдварда Нортона на крыше, а в кадрах, когда Ригган находится в больнице, за его окном заменили пейзаж.
В итоге почти 90 минут из 119-минутного фильма прошло через пайплайн студии Rodeo, почти полностью — как единый невидимый эффект. «Это самое интересное, — делится Ханикян, — мы работаем со зрелищными блокбастерами, но больше удовлетворения получаем от подобных фильмов, где наша работа становится частью повествования. Люди даже не догадываются, сколько визуальных эффектов содержит «Бёрдмэн»!»
На создание фильма от начала съемки и постпродакшн ушел год: с начала 2013 года до середины февраля 2014-го.
Посмотреть «Бёрдмена» можно на сайте онлайн-кинотеатра TV1000Play (укажите номер телефона и получите бесплатный доступ к фильму на два дня):