Как менялось образование: от классики (Антон Макаренко) до онлайн-акселераторов (Дмитрий Юрченко)
Если вам больше 30 лет, то вы наверняка можете самостоятельно проанализировать как менялось образование в нашей стране. Во времена вашего школьного детства в школах обучали по одной системе, сегодня же ваших детей учат совершенно по-новому. Хуже или лучше? Или, возможно, просто все дело в том, что поменялся вектор образования, сместились его приоритеты?
В этом и других вопросах мы постараемся разобраться в нашей статье, посвященной новым тенденциям в сфере образования, а также новым нишам, в одной из которых, возможно, вы сами захотите поработать.
Направления образования в современной России
Как и в Советском Союзе, в современной России (давайте договоримся считать «современной Россией» наше государство в последние лет 20-30, т.е. Российскую Федерацию как она есть после развала СССР) выделяется несколько уровней образования:
-
дошкольное
-
школьное общее
-
дополнительное образование для детей
-
среднее и высшее профессиональное
-
дополнительное профобразование.
Первые 3 направления (дошкольное, школьное и дополнительное образование для детей) относятся к классическому образованию. Серьезных изменений в их структуре за последние годы зафиксировано не было.
Четвертое направление (среднее и высшее профессиональное образование) в целом претерпело небольшие изменения, переформатировавшись в соответствии с требованием временем. Например, появился чемпионат рабочих профессий WorldSkills, были пересмотрены планы подготовки специалистов рабочих и технических специальностей, во многих областях стали использовать международный опыт (например, в сфере изучения английского и других иностранных языков). Но в целом можно отметить, что данное направление все же сохранило свою традиционную, классическую структуру.
Наиболее сильной трансформации подверглась сфера дополнительного профессионального образования, которая сейчас включает не только классическое повышение квалификации (курсы на производстве, дополнительные профессиональные курсы и т.д.), но и возможность получения совершенно новых профессий, для которых даже не обязательно наличие специальных учебных заведений.
Сегодня мир накрыла третья волна образования: постиндустриальная. Соответственно, она полностью отметает все главные принципы предыдущих эпох (стремление к стандартам и единым правилам) и диктует свои поправки. И первая сфера, которая уже начала трансформацию в соответствии с новыми образовательными стандартами, является сфера дополнительного профессионального образования.
Акценты принципиальных отличий таковы:
-
Отсутствие необходимости проходить так называемый обязательный блок общих дисциплин (философия, математика и т.д.), т.е. обучение непосредственно тем компетенциям, которые требуются;
-
Четкая тематичность курсов, их узко профессиональная направленность.
Дополнительное профессиональное образование может осуществляться как на базе имеющихся образовательных учреждений (например, специальные курсы повышения квалификации на базе вузов или специализированных учебных центров), так и с использованием новых технологий, например, через специализированные онлайн платформы (организация языковых школ, обучающие вебинары, мастер-классы и др.).
Основные тенденции развития образования в мире
Образование в современном мире должно отвечать многим требованиям, но главными из них, как считает создатель одной из наиболее актуальных образовательных онлайн платформ Рунета Дмитрий Юрченко, основатель онлайн-школы Accel, являются удобство и практичность.
Однако в современном мире понятия «удобства» и «практичности» несколько размыты, так как для каждого они представляют разной степени ценность. Соответственно, нет четких рекомендаций по тому, какие именно курсы правильнее выбирать для обучения. Но зато есть четкие требования к содержанию этих курсов, следование которым позволит максимально эффективно продвигать образовательный продукт в массы.
Общие рекомендации для всех, кто подготавливает современные образовательные онлайн курсы, вытекают из классических подходов к разработке любого обучающего курса:
-
Определить четкие цели и задачи курса.
-
Сформировать понимание целевой аудитории курса и актуальности поднимаемой темы.
-
Составить план будущего курса/лекции.
-
Подобрать необходимый материал, подготовить реквизит для съемки.
Отличие не в составе курса, а в методиках донесения информации, а также актуальности знаний. Важное правило: формат должен быть не только удобным (например, при подготовке системы вебинаров рекомендуется учитывать удобное время для слушателей, не назначать их проведение строго в рабочие часы), но и понятным любому (как говорит коллега Дмитрия Юрченко, Сергей Капустин, «должно быть понятно даже домохозяйке»).
Для контроля качества усвоения знаний слушателями курсов можно использовать онлайн-тестирование, собеседование с преподавателем, самостоятельное создание кейсов обучающимися и т.д.
Акселератор онлайн-школ Accel: Дмитрий Юрченко о том, чему не учат даже педагогов
По прогнозам, мировой спрос на качественное образование растет и продолжит расти. В последние два десятилетия активно развивается такое направление, как дистанционное образование, уже ставшее обычной практикой во многих школах и вузах. Растет и доля частных мастер-классов, как правило, продаваемых и продвигаемых через социальные сети. Пока это целиком разрозненный еще рынок, но в будущем, прогнозирует Дмитрий Юрченко, он будет «оцивилизован» онлайн акселераторами – цифровыми платформами, которые не только объединяют разрозненные онлайн-школы, но и учат их создавать. Такой платформой уже является Акселератор онлайн-школ Accel.
Создание любой онлайн-школы можно проводить двумя методами:
-
Интуитивно (здесь процент успеха будет 50/50 – либо «выстрелит», либо нет);
-
Следуя апробированной методике.
Во втором случае, если действовать по правилам, то процесс запуска онлайн школы больше всего напоминает сборку конструктора: поэтапно проходя по уже обозначенной и апробированной многими другими обучавшимися «дорожной карте» (например, в Accel обучение прошли более полутора тысяч предпринимателей) можно без проблем достичь успеха. Если сравнивать с традиционным бизнесом, времени для запуска онлайн-школы, утверждает Дмитрий Юрченко, требуется немного: в среднем около трёх месяцев.
«Запуская бизнес, мы совершенно четко определили, что мы хотим давать людям – результат. Человек должен попадать на нашу платформу и понимать, по какой траектории он может обучаться. Сначала это была довольно простая траектория, но в ходе отработки методики она совершенствовалась, расширялась. Росли возможности и самой платформы. В итоге появился продукт, и более 100 человек сотрудников: эксперты, кураторы, разработчики и т.д. По нишам, по продуктам, по вебинарам, по продажам вебинаров и т.д. Мы стали придумывать сообщества, игры, записали первую серию уроков, перезаписали, потом придумали методологию… Мы были первыми, никакого положительного примера другой компании у нас перед глазами не было. Да, было сложно, но очень интересно. На данный момент системного подхода к обучению онлайн школам в России нет. Мы – первопроходцы, чем можно гордиться. Но мы понимаем, что это накладывает и какие-то свои обязательства на нас. Более того, мы оказались первопроходцами на всем мировом рынке, потому что ни в одной стране не было подобного формата. А что есть? Ты покупаешь курс за 2000 долларов и возможность один раз в месяц позвонить экспертам, чтобы получить консультацию. И все… Мы посчитали, что в этом очень мало поддержки, и именно отсюда вытекает нежизнеспособность большинства проектов. И мы решили, что нужна кураторская поддержка, экспертная поддержка, много разной поддержки…»
Сергей Капустин, сооснователь Accel Фантастика? Действительно, звучит не совсем реально, но положительные истории успеха есть, и как раз именно они являются главным мотиватором для всех, кто сегодня выбирает новые образовательные формы. Хорошим примером старта обучающей школы, о нем как раз говорит Сергей Капустин, является школа Веры Черневич, которая предлагает всем желающим научиться печь вкусные и ароматные пряники. Вера начинала через собственную площадку в Инстаграм, совершенно случайно: к Новому году было заготовлено слишком много пряников, излишки решили продать. Потом была собственная кондитерская, продажа пряников через Инстаграм и вот, наконец, Вера открыла онлайн-школу с помощью Accel. Ее годовая выручка сейчас составляет 3,5 млн. рублей в год. Впечатляющие цифры, не правда ли? Есть и другие примеры, в других нишах бизнеса, но все они — удачны. Например, Анастасия Файзуленова после запуска своей «Школы инвестиций» смогла заработать за 2 месяца 12 тысяч долларов. «Курсы по травничеству» приносят Юлии Осоргиной порядка полумиллиона рублей в месяц. Григорий Дудниченко после открытия «Школы видеооператоров» за год смог заработать 3 миллиона рублей. Подобных примеров много, некоторые созданы на официальном сайте Accel, но это далеко не все. Дмитрий Юрченко уверен, что именно за подобным форматом онлайн образования будущее всей системы как минимум допобразования, как максимум – всей системы образования, и не только в нашей стране, но и в мире.
Образование уходит в онлайн
Онлайн-образование сегодня считается максимально эффективным способом получить необходимые знания: актуальные, новые, уникальные. Через онлайн мастер-классы, не выходя из дома, можно получить доступ к самой разнообразной информации: хочешь, научись структурированию кремовых тортов у признанного мастера, хочешь – лоскутные одеяла шей, а хочешь, — учись продавать недвижимость или снимать видеоблог. И все это – не выходя из дома!
Не удивительно, что проект Accel Дмитрия Юрченко и Сергея Капустина стал победителем целого ряда премий в сфере образования, культуры и бизнеса: National Business Awards в номинации «Лучший образовательный проект-2018», получил премию Российского союза промышленников и предпринимателей за особый вклад в развитие онлайн-образования в Российской Федерации (2018), вошел в пятерку финалистов номинации «Стремительный рост» Национальной премии «Немалый Бизнес», которую организует Министерство экономического развития России и его партнеры (2019), за вклад в развитие онлайн-образования Рунета от сервиса GetCourse (2019). Таким образом, акселератор онлайн-школ Accel стал первым российским проектом, который доказал востребованность интернет-обучения и его действенность в жизни. И особенность этого проекта в том, что он единственный пока что не только на российском (мелких игроков, которые пытаются составить конкуренцию Accel в настоящее время, мы в расчет не берем), но и во всем мире.
2019 год как взрыв в сфере онлайн-образования
Тенденции развития образования в России и мире так или иначе затрагивают тему интернета. Как считает Дмитрий Юрченко, в мире уже давно не осталось границ: его теория «интернет-государства» говорит о том, что развивающийся человек не обращает внимания на то, где именно он находится. Потому что в интернет-пространстве нет времени и границ: каждый может учиться или работать там, где ему удобно.
На сегодняшний день рынок онлайн-образования все еще можно сравнить с Миром Дикого Запада: множество разных мелких игроков, отсутствие общих схем и принципов работы. Accel стал первой крупной компанией, которая попыталась навести хоть какой-то порядок, структурировать работу в этой пока еще совершенно новой для всех сфере.
«Наш вклад в онлайн образование в Россию — исторический. Это была небольшая индустрия, которая превратилась сегодня в огромный рынок, второй после Америки. Мы запустили технологию, которая работает только в России, но потенциально может объединить всех мировых игроков. В будущем это будет платформа, на которой можно легко создать онлайн школу, где легко найти исполнителя, способного помочь, например, создать воронку или разработать сам продукт… Это будут разные кампусы по миру (по примеру первой технологической деревни на Бали), где ребята развивают проекты, обсуждают, живут и создают собственные онлайн школы на базе нашей платформе».
Сергей Капустин, сооснователь Accel
Но особенность Accel заключается в том, что они не просто стали первыми игроками этого рынка, но и в том, что они пытаются придать ему логичную и целостную структуру. Не удивительно, что эта идея получила поддержку в бизнес-сообществе: в октябре 2019 года состоялась встреча с лидерами EdTech-рынка США для обсуждения расширения и инвестирования онлайн-бизнеса в России. Представители Accel подписали выгодный контракт, который еще быстрее позволит реализовать все преимущества интернет-бизнеса. В конце октября Дмитрий Юрченко и Сергей Капустин вылетают в Лос-Анджелес на Synergy LA Forum. Это первое мероприятие такого масштаба, на котором слово дадут русскоязычным бизнесменам, развивающим онлайн-образование. В конце года в Дубае состоится съезд международного клуба лидеров рынка онлайн-образования. В клубе состоят всего 25 предпринимателей со всего мира: это настоящие корифеи и первопроходцы индустрии из стран Европы, США, Испании, Японии и Бразилии. Россию в этом объединении представляет только Дмитрий Юрченко. В планах так же посетить и сессию с лидерами рынка образования в Южной Америке. «Мы стремимся к созданию автономной системы онлайн школ, которые могут самостоятельно развиваться».
Сергей Капустин, сооснователь Accel
Отдельное направление развития Accel и его концепции – это строительство предпринимательской деревни на Бали. Деревня построена в стиле коворкинга, в котором онлайн-бизнесмены смогут комфортно жить и решать новые задачи в кругу единомышленников. Этот бизнес-«ашрам» по задумке инвесторов должен стать первым в сети аналогов резиденций Accel по всему миру. По пути к образовательному Uber`у Сегодня все яснее становится факт, что обучение в школе/вузе — это вовсе не подготовка к жизни, социализации, работе или карьере. Тенденции жизни и карьеры меняются ежегодно — ни одна классическая система образования просто не успевает перестроиться под новые требования общества. Рынок онлайн образования будет расти в будущем: эксперты едины в этом мнении. Только в онлайн-школах можно получить свежие, актуальные и нужные знания, которые не достать даже в лучших университетах мира. При этом обучение в сети не сопряжено с потерями времени и прохождением единой для всех программы: индивидуальный подход к каждому ученику позволяет максимально быстро усвоить знания и тут же применить их на практике. Онлайн-предприниматели со всего мира уже доказали эффективность и правомочность существования образования в сети. Ведь именно через интернет можно найти и приобрести действительно необходимые знания, не затрачивая на получение образования годы жизни. А главная проблема современного образования в онлайне –это отсутствие четкой структуры и возможности найти ценные курсы — будет решена за счет создания акселераторов и/или агрегаторов. Образовательный Uber- логичный шаг развития этой сферы. И первые шаги в этом направлении уже сделаны.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!