Вот уже почти год прошел с моей командировки в Ярославль на съемки фильма «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана. Скоро телеканал «Россия» уже покажет фильм, а я все никак не выложу вам все богатства накопленные в той поездке.
Сцены, на съемках которых я присутствовал, происходят в окопах, в самый разгар Сталинградской битвы. Потому взрывов было предостаточно. Сегодня я хочу вам рассказать, как делаются киновзрывы.
1. Сразу скажу, чтобы вы не разочаровывались, сам динамит мне сфотографировать не разрешили, по этическим соображениям. Все остальное покажу и расскажу. 2. Я думаю никому не нужно объяснять, что когда мы видим на экране бомбежку, никто не сбрасывает бомбы, чтобы показать взрыв. Шашки закладываются заранее, в тех местах, где взрыв должен попасть в кадр. Поэтому сначала режиссер объясняет пиротехнику мизансцену, а оператор показывает, какие декорации будут в кадре. Потом они вместе решают, где лучше произвести взрывы, чтобы они и в кадр попали и артистов не покалечили. После этого пиротехник показывает артистам, где будут взрывы. В данном случае главный пиротехник Михаил Марьянов (кстати, брат актера Дмитрия Марьянова) показывает, где и когда будут происходить взрывы Александру Балуеву и актерам групповки. 3. После этого репетируют. На время репетиции пиротехники встают на место взрывов и в нужный момент, кричат Бах!. Потом эти же пиротехники будут каждый взрывать свой заряд. 4. И вот артисты бегут, а взрывы гремят! 5. В конце все остались живы-здоровы 🙂 6. Главным критерием взрыва в кино является не мощность, а зрелищность. В случае, когда снимаются взрывы от снарядов, попадающих в землю, огненные клубы обычно не нужны. Зрелищность достигается, тем, что шашки засыпают большим количеством рыхлой земли. Цвет выбирают в зависимости от того, куда попадает снаряд. 7. Красивее всего смотрится взрыв с черноземом 8. Мощность взрыва для зрелищности, конечно, тоже важна. Если заложить недостаточно динамита, то взрыв в кадре будет вялым (сравните с первой фотографией в посте) 9. Еще одной важной составляющей красивого взрыва являются дымы: черный и белый. Если идет бомбежка, то дым от взрывов должен быть по всюду. Дымы делают кадр более наполненным и атмосферным. Черные дымы делаются с помощью специальных дымовых шашек. а белые вот такой штукой 10. С дымами главное не переборщить, иначе в кадре не будет видно ни взрыва, ни артистов 11. Дымы — это тоже забота пиротехников, а вот огни, которые должны красиво гореть в кадре часто зажигают художники картины 12. Особая песня — это ночные взрывы 13. Тут уже просто черноземом не обойдешься. Нужна таки вспышка! 14. Грохот во время взрыва невероятный и земля по-настоящему трясется, даже когда он далеко. А когда взрыв в непосредственной близости, реально впадаешь в ступор и сердце начинает биться быстрее. Но надо сказать, что взрыв всегда не хаотичный, а направленный, так что артистам кроме временной глухоты ничего не угрожает. Если, конечно, работают профессионалы 🙂 15. Один из взрывов я решил снять поближе. Залег в кустах метрах в 15 от заряда. Сосредоточился, палец на кнопке, смотрю на маленький земляной холмик. Ощущение, как перед ковбойской дуэлью. Успею-не успею 16. И тут как шибанет. Кнопку-то я нажать успел, но поскольку земля тряслась и руки мои от взрыва соответственно тоже, первый кадр получился в стиле импрессионизма 17. Второй почетче 18. А потом меня засыпало землей. По следам на земле я потом увидел, что взрыв был направлен прямо на меня 🙂 Землю я потом вытаскивал из-за шиворота и из карманов пол дня. Лицо было черным, а тело немного потрясывало 🙂 Но оно того однозначно стоило! Ощущения, когда ты находишься рядом с мощным взрывом непередаваемые!
Вот вроде бы и все, что я хотел сказать о взрывах в кино, которые видел. Надеюсь вам было интересно. Кстати, фильм смотреть собираетесь?
PS Объединил все репортажи со съемок этого фильма тэгом Жизнь и судьба, так что если интересно посмотреть еще о фильме, добро пожаловать по ссылке
PPS Хочу сказать одну вещь о фильме. На самом деле война в нем — это скорее среда обитания героев, чем самоцель. Фильм не столько о войне, сколько о судьбах людей