История «казанского феномена», о котором сняли сериал «Слово пацана»

0

Вышедший недавно сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте» вызвал большой интерес у зрителей. Также он стал причиной многочисленных дискуссий. Его создателей обвиняли в «романтизации бандитизма» и даже требовали запретить. Но из песни слова не выкинешь. Режиссер Жора Крыжовников показал подростковые группировки, существовавшие в 1980-х в Татарской АССР. Это явление было настолько необычным, что даже получило особое название — «казанский феномен».

История

Как все начиналось

Зарождение «казанского феномена» произошло в 1970-х годах. Тогда в Казани и ряде других городов начали появляться банды подростков. Они объединялись по территориальному принципу — в каждую входили жители того или иного района. Такие шайки враждовали друг с другом, пытаясь распространить свое влияние на чужие улицы и дворы. Они называли это «делить асфальт».

Bigpicture.ru История

Таких подростковых банд было много, но больше всех из них прославилась, носившая название «Тяп-Ляп». В нее входили юные жители окраинного района Казани, примыкавшего к заводу «Теплоконтроль». Они не только устраивали драки, но и занимались самой настоящей организованной преступностью. В 70-х члены банды грабили квартиры и магазины, вымогали деньги у цеховиков и даже пытались их «крышевать».

В конце 1970-х милиция задержала 30 членов «Тяп-Ляп» — вожаков и наиболее активных участников. Прошла серия судов, в результате чего некоторые из них получили высшую меру и в 1982 году были расстреляны. Многие отправились в колонии, отбывать большие сроки.

Bigpicture.ru История

Существовали и другие, не менее жестокие банды, среди которых самыми известными были «Борисково», «Грязь», «Жилка», «Кинопленка», «Калуга», «Перваки» и «Хади Такташ». В них состояли не только жители рабочих окраин, но и ребята из вполне респектабельных районов. Входили в них даже дети из военных и номенклатурных семей. При этом все группировки были интернациональными. Не было ни одной этнической банды.

Мода на банды

Сначала подростки просто организовывали контроль за территориями и драки «стенка на стенку». Нередко они выезжали в другие районы и даже области, «показать себя». Журналист Роберт Гараев, детство и юность которого прошли в Казани, написал о феномене книгу «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970–2010-х». Именно она и легла в основу нашумевшего сериала. О подростках из банд он рассказывал:

«Спортивные парни, одетые в телогрейки и шапочки фернандельки, стали мрачным символом столицы Советского Татарстана. Они не употребляли наркотики и алкоголь и даже не курили: на это существовал запрет от старших. Они ходили на регулярные сборы, жили по пацанским понятиям, воевали между собой, „щемили чушпанов“ (преследовали подростков, не участвовавших в группировках), ездили в Москву и Ленинград снимать одежду с мажоров и драться с люберами».

Bigpicture.ru История

Популярность молодежных группировок распространилась и на другие города СССР. Они появились в Волгограде, Ульяновске, Улан-Удэ и Йошкар-Оле. При этом многие считают, что в столице Бурятии банды появились гораздо раньше, примерно в конце 1950-х. Просто в то время об этом не было принято говорить вслух, ведь советская молодежь по умолчанию не была склонна к криминалу.

«Скорлупа» и «зеленые»

Работая над своей книгой, Роберт Гараев пообщался с более чем 900 членами группы «Казанский феномен» в соцсети Вконтакте. Четверть из них признались, что примкнули к бандам в возрасте 14-15 лет. Еще 21 процент сообщили, что сами в такие образования не входили, но знали их членов, некоторым из которых было всего 13 лет. Некоторые рассказали, что стали «ребятами с улицы» еще раньше, в 12 лет. Были среди них 19-20 летние, но это скорее исключение.

Bigpicture.ru История

В своей книге Гараев описывает иерархию подростков, которая состояла из 6 возрастных групп. Самая младшая называлась «скорлупа», затем шли «зеленые» и так далее, до «паханов», выступавших в качестве лидеров.

«Иерархия походила на армейскую: младшие беспрекословно подчинялись старшим, а те — еще более старшим. По понятиям старший не может злоупотреблять властью и со своей молодежью должен поступать справедливо. За связь, дисциплину, межвозрастную коммуникацию, вооружение и сбор общака отвечали смотрящие в возрасте — обычно те, кто хорошо владел речью и обладал лидерскими качествами».

Bigpicture.ru История

Подростковая криминальная культура существовала в СССР и раньше. Но она не могла сравниться масштабами с «казанским феноменом». Статистика МВД говорит о том, что к началу 80-х в Казани действовали 90 группировок. Численность самых крупных составляла 300-400 человек.

Связь с криминальным миром

Молодежные группировки были ценным ресурсом для профессиональных преступников. Они появились во времена, когда в СССР наступил расцвет подпольного предпринимательства. Воры в законе предлагали цеховикам защиту и поддержку, требуя за это часть прибыли. Криминалитет обеспечивал не только охрану. Преступники инвестировали в нелегальный бизнес, помогали с транспортировкой и реализацией продукции, устраняли конкурентов.

История

Члены казанских молодежных банд не были профессионалами криминала. Почти все они учились в школах, училищах и институтах. Некоторые даже работали на предприятиях. Взрослея, некоторые уходили из группировок. Но были и те, кто пополнял ряды воровской братии. К концу 80-х почти все казанские молодежные банды стали на «экономические рельсы» и превратились в классические организованные преступные группы.

В 90-х бывшие «скорлупа» и «зеленые», так и не отошедшие от дел, занимались рэкетом и убийствами. Но к концу десятилетия за них плотно взялись правоохранители. Лидеры банд оказывались за решеткой или вырывались в местные элиты. Став респектабельными бизнесменами, бывшие пацаны с улиц старались любыми способами уничтожить упоминания о прошлом в полицейских базах данных.

Bigpicture.ru История

Роберт Гараев считает, что «казанский феномен» обязан своим появлением двум основным факторам. Во-первых, урбанизации, а во-вторых, идеологическому кризису, назревшему в СССР. Помогало и то, что несовершеннолетние в то время не боялись уголовной ответственности. За драку или мелкий грабеж им не могли дать даже 15 суток. В лучшем случае все ограничивалось нравоучениями, а в худшем — постановкой на учет в детскую комнату милиции.

Смотрите также — 5 самых известных женских банд, превзошедших мужские

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Филигранная резьба по бумаге японской художницы Рики Фукуды

Филигранная резьба по бумаге японской художницы Рики Фукуды

Жуткие дела Уорренов: от куклы Аннабель до ведьмы Батшебы

Жуткие дела Уорренов: от куклы Аннабель до ведьмы Батшебы

Самые популярные игрушки в СССР: о чем мечтали советские дети

Самые популярные игрушки в СССР: о чем мечтали советские дети

Новые посты

Что такое тенсегрити и почему это всегда круто

Что такое тенсегрити и почему это всегда круто

Сетевой этикет — 10 правил общения онлайн, без которых сегодня не обойтись

Сетевой этикет — 10 правил общения онлайн, без которых сегодня не обойтись

16 табличек от хозяев с прекрасным чувством юмора

16 табличек от хозяев с прекрасным чувством юмора

Как называют медвежонка Винни-Пуха в разных странах

Как называют медвежонка Винни-Пуха в разных странах

Как видят западные стандарты гигиены в других частях мира

Как видят западные стандарты гигиены в других частях мира

Мастер гламурной эротики Крис Смит

Мастер гламурной эротики Крис Смит

Лондонский молодняк 70-х и 80-х

Лондонский молодняк 70-х и 80-х

20 невероятно смешных женских фейлов, на которые можно смотреть вечно

20 невероятно смешных женских фейлов, на которые можно смотреть вечно

Пять веселых фактов о Винни Пухе: чем советский медвежонок отличается от английского оригинала

Пять веселых фактов о Винни Пухе: чем советский медвежонок отличается от английского оригинала

Гнилое яблоко: мрачная изнанка Нью-Йорка 80-х на фотографиях Мирона Цовнира

Гнилое яблоко: мрачная изнанка Нью-Йорка 80-х на фотографиях Мирона Цовнира

Коты могут сидеть, где угодно и как угодно. Вот 22 доказательства

Коты могут сидеть, где угодно и как угодно. Вот 22 доказательства

Двойная жизнь Денниса Рейдера — церковного лидера, скаута и маньяка ВТК

Двойная жизнь Денниса Рейдера — церковного лидера, скаута и маньяка ВТК