Они сгорели заживо в воде: история самого кровавого рейса перед Рождеством
В декабре 1987 года Филиппины потрясла крупнейшая морская трагедия мирного времени. Паром «Донья Пас», переполненный пассажирами, столкнулся с нефтяным танкером и за считаные минуты превратился в пылающую ловушку. Тысячи людей оказались в огненном аду посреди моря, а официальные цифры погибших до сих пор поражают воображение. Эта катастрофа стала страшным символом халатности и жадности, которые в итоге могут стоить тысяч жизней.

Японский паром для нужд Филиппин
Трагическая гибель «Титаника» — пожалуй, самая известная морская катастрофа в истории. О ней написаны тысячи книг и статей, сняты фильмы и даже созданы видеоигры. Но, к сожалению, в море случались крушения и более масштабные. Яркий пример — катастрофа парома «Донья Пас». В той аварии погибло в три раза больше людей, чем на легендарном лайнере, а выжило всего несколько счастливцев.

«Донья Пас» — это пассажирский паром вместимостью от 500 до 1500 человек. Судно построила японская компания «Рюкю Каиун Каиса», и с 1963 по 1975 год оно успешно совершало рейсы в водах Японского моря. Паром не вызывал нареканий ни у пассажиров, ни у владельцев. По тем временам это было уникальное судно: при водоизмещении более 2,5 тысяч тонн, длине 93 метра и ширине 13,5 метров для его управления требовалось всего 66 членов экипажа.
На комфортабельный и экономный корабль обратила внимание одна филиппинская компания. Она занималась перевозкой пассажиров между многочисленными островами архипелага. Стороны быстро ударили по рукам, и в 1975 году «Донья Пас» начала ходить по морю под флагом Филиппин.
Последний рейс перед Рождеством
20 декабря 1987 года «Донья Пас» вышла из порта Таклобан и взяла курс на Манилу. Ещё в порту отправления на борт поднялись около 1500 человек, и судно заполнилось практически полностью. Вокруг царила предрождественская суета: многие направлялись в столицу за покупками и брали с собой детей. По пути паром заходил и в другие порты, где также садились люди, причём большинство из них — без билетов.

Это был последний рейс перед Рождеством. Капитану и его помощникам было выгодно брать «зайцев», ведь деньги шли мимо кассы и оседали прямиком в их карманах. Поэтому никто не ограничивал количество людей, поднимающихся на палубу. Что же касается детей, то их вообще никто не считал, так как плыли они бесплатно.
В Манилу «Донья Пас» должна была прийти 21 декабря в 4 утра. Но этому не суждено было случиться. Немногие выжившие очевидцы позже вспоминали, что вечером 20 декабря капитан закрылся в кубрике со своими замами. Вскоре оттуда зазвучала громкая музыка и послышались пьяные голоса — началось застолье. На мостике огромного переполненного судна не осталось даже вахтенного, а у штурвала стоял совсем юный моряк.

Капитан Эусебио Назарено (Eusebio Nazareno) отдыхал с друзьями и ни о чём не переживал. Он уже более десяти лет дважды в неделю ходил по этому маршруту. Опытный морской волк был уверен, что опасности нет: ночь выдалась ясная и спокойная, лишь с лёгким волнением на море. Но, как это часто бывает, за самоуверенность и легкомыслие пришлось заплатить непомерно высокую цену.
Столкновение с «Вектором»
Примерно в 22:30, когда большинство пассажиров уже спали, а в капитанской каюте стихла вечеринка, встречным курсом к «Донье Пас» вышел нефтяной танкер «Вектор». Два судна двигались в темноте навстречу друг другу, и с каждой секундой шансов на спасение становилось всё меньше.

Будь на месте «Вектора» любое другое судно схожих габаритов, последствия наверняка не стали бы столь ужасными. «Донья Пас», построенная педантичными японскими инженерами, была способна выдержать очень серьёзные повреждения. Даже с огромной пробоиной паром мог держаться на плаву до шести часов, дожидаясь помощи.
Но, к несчастью, танки «Вектора» были под завязку заполнены нефтепродуктами — это не менее 8800 баррелей (примерно 1050 тонн) нефти и бензина. Сразу после столкновения груз вспыхнул, и оба судна, а также море вокруг них, моментально оказались объяты пламенем. Огонь распространялся с невероятной скоростью. На пароме началась дикая паника: люди метались, пытаясь уйти от жара, а многие искали спасения за бортом.

В этот роковой момент выяснилось, что на пароме нет доступных спасательных жилетов, причём даже у команды. Матросы, официанты и капитан с помощниками бегали по палубам и коридорам вместе с обезумевшими от ужаса пассажирами. Но спасения не было нигде — и те, кто остался на пароме, и те, кто бросился в пылающее море, сгорали заживо.
Спасательная операция
На берегу о катастрофе узнали лишь спустя восемь часов. Спасательную операцию организовали в самые сжатые сроки, но когда помощь подоспела, всё было кончено. Спастись удалось только 26 счастливчикам. Из них 24 были с «Доньи Пас» и ещё двое — с «Вектора», экипаж которого состоял из 13 моряков. Почти все выжившие получили серьёзные ожоги и тут же были отправлены в больницы.

Трагедия произошла в проливе Таблас, воды которого буквально кишат акулами. В течение нескольких следующих дней волны выбрасывали на берега островов обглоданные морскими хищницами тела и бесформенные останки. Всего спасатели насчитали около 300 тел. Никто точно не знал, сколько именно пассажиров было на пароме, кто из них сгорел, кто утонул, а кто стал добычей акул.
Согласно проданным билетам и спискам команды, на борту официально находился 1551 человек: 1493 пассажира и 58 членов экипажа. Но это лишь «бумажная» версия. Выжившие в один голос твердили, что судно было забито до отказа, и людей на нём было от трёх до четырёх тысяч. В январе 1999 года, после завершения судебных разбирательств, комиссия официально объявила: на борту «Доньи Пас» находился 4341 пассажир.
Беспрецедентное число жертв
С учётом 24 спасшихся и 58 членов экипажа общее число погибших достигло 4375 человек. Если прибавить к ним 11 моряков с танкера «Вектор», итоговая цифра жертв составила ужасающие 4386 человек. Разбирательства по делу «Доньи Пас» тянулись более десяти лет. Впрочем, они всё же показали истинные причины трагедии и указали на виновных.

В момент столкновения с «Вектором» капитан и все ответственные офицеры пьянствовали в кубрике. На мостике находился всего один член команды — молодой парень в звании юнги. Сразу после удара моряки не стали заниматься организацией эвакуации, а поддались панике и начали метаться по пылающему парому вместе с пассажирами.
Более того, никто даже не догадался подать из радиорубки сигнал SOS. О попытках бороться с огнём не шло и речи, да и противопожарный инвентарь на судне находился в полном беспорядке. Не сообщили о бедствии и с танкера «Вектор». Возможно, это произошло из-за того, что радиостанции вышли из строя в момент взрыва. Кстати, выяснилось, что танкер вообще вышел в море без лицензии и, по сути, работал нелегально. Но спросить было не с кого, так как все виновные погибли.
Трагедии могло не быть
В 2019 году экспедиция научно-исследовательского судна Petrel тщательно изучила место катастрофы. Учёные погрузились на дно и обследовали остовы «Доньи Пас» и «Вектора». В отчёте экспедиции сказано, что повреждения обоих судов минимальны. Они лежат на дне ровно на килях на глубине около 500 метров, в 2200 метрах друг от друга и практически не пострадали от самого столкновения. Вполне возможно, такого чудовищного количества жертв удалось бы избежать, если бы команды действовали профессионально и не поддались панике.

Катастрофа «Доньи Пас» наглядно показала, что халатность, жадность и пренебрежение элементарными мерами безопасности могут стоить тысяч жизней. Как вы считаете, стали ли современные морские перевозки действительно безопаснее, или подобная трагедия может повториться и в наши дни?
Смотрите также — Катастрофы на семи морях
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Как выглядели хрущевки, когда жить в них было хорошо
"Каждая нация красива!": 23 очаровательные девушки разных национальностей
22 винтажных фото голливудских звезд, которые точно вызовут у вас ностальгию
Странная история Мэри Тофт, рожавшей не детей, а кроликов
Жуткая история Джипси Бланшар, спланировавшей смерть матери ради собственного счастья
22 интересных открытия, которыми люди не смогли не поделиться в сети
22 смешных объявления и записки, написанные специально для котов
Висит груша, нельзя скушать: как фотографируют еду для рекламы
10 самых странных летательных аппаратов в истории авиации
Ангельская внешность: как выглядят дети, когда смешиваются разные расы