Как фотограф Ара Гюлер показал миру сердце Стамбула и его боль

0

Стамбул глазами Ары Гюлера — город, полный жизни, боли и воспоминаний. Орхан Памук делится историей дружбы с великим фотографом, чьи снимки раскрывают душу Турции. От меланхоличных улиц до слез в кабинете — эта история тронет ваше сердце. Читайте и смотрите, как выглядел Затерянный Стамбул!

Улицы Стамбула в объективе фотографа Ара Гюлера (Ara Güler)

Представляем вашему вниманию адаптивный перевод колонки, написанной от первого лица знаменитым турецким писателем Орханом Памуком, и опубликованной в газете The New York Times. В статье Орхан вспоминает своего друга Ара Гюлера, которого называют Турецким Картье-Брессоном и Глазом Стамбула.

Сумерки в районе Зейрек Стамбула, запечатленные Арой Гюлером в 1960 году

Сумерки в стамбульском районе Зейрек, 1960.

Ара Гюлер был великим фотографом современного Стамбула. Он родился в 1928 году в армянской семье в Стамбуле. Ара начал фотографировать родной город в 1950 году. На этих снимках он запечатлевал жизнь людей вместе с монументальной османской архитектурой города, его величественными мечетями и великолепными фонтанами. Я родился два года спустя, в 1952 году, и жил в тех же кварталах, в которых жил и он. Стамбул Ара Гюлера — мой Стамбул.

Впервые я услышал о нем в 1960-х годах, когда увидел его фотографии в Хаяте (Hayat), популярном еженедельном журнале новостей и сплетен, в котором особое внимание уделялось фотографии. Один из моих дядей был редактором в этом журнале. Ара опубликовал тогда портреты писателей и художников, таких как Пикассо и Дали, а также знаменитых литературных и культурных деятелей старшего поколения Турции, таких как писатель Ахмед Хамди Танпынар. Когда Ара впервые сфотографировал меня после успеха моего романа Черная книга, я с радостью понял, что состоялся как писатель.

Приводнение парома в районе Салацак на азиатском берегу Босфора, снятое Арой Гюлером в 1968 году

Приводнение парома в стамбульском районе Салацак на азиатском берегу Босфора, 1968.

Ара преданно снимал Стамбул более полувека, вплоть до 2000-х годов. Я жадно изучал его фотографии. Я хотел увидеть в них развитие и преобразование самого города. Моя дружба с ним началась в 2003 году, когда я изучал его архив из 900 000 фотографий. Я искал фотографии для моей книги Стамбул. Город воспоминаний. Он превратил большой трехэтажный дом, который он унаследовал от своего отца, фармацевта из Галатасарая, жившего в районе Бейоглу, в мастерскую, офис и архив.

Фотографии, которые я хотел использовать в своей книге, были не теми известными работами Ара Гюлера, о которых все знали. На них был образ меланхоличного Стамбула, который я описывал в той книге, мрачная атмосфера моего детства. У него было гораздо больше таких фотографий, чем я ожидал. Он терпеть не мог изображения стерильного, чистого, туристического Стамбула. Узнав о моей задумке, Ара без каких-либо проблем предоставил мне доступ к своим архивам.

Замена деревянных домов бетонными в Стамбуле, фото Ара Гюлера

За последние два десятилетия бетонные жилые дома вытеснили старые деревянные дома по всему Стамбулу.

Именно благодаря его городским репортажным фотографиям, которые появились в газетах в начале 1950-х годов, его портретам бедных, безработных и приезжих из деревни людей, я впервые увидел неизвестный Стамбул.

Рыбаки, сидящие в кофейнях и плетущие свои сети. Безработные мужчины, напивающиеся в тавернах. Дети, играющие с автомобильными шинами в тени рушащихся древних стен города. Строительные бригады, железнодорожники, лодочники, тянущие свои весла, чтобы переправить горожан с одного берега Золотого Рога на другой. Продавцы фруктов, толкающие свои тележки. Люди, бродящие на рассвете в ожидании открытия Галатского моста. Утренние водители микроавтобусов… Внимательность Ара Гюлера к жителям Стамбула — это свидетельство того, как он выражал свою привязанность к городу через людей, которые в нем живут.

Атмосфера бара в районе Бейоглу, снятая Арой Гюлером в 1959 году

Бар в районе Бейоглу, 1959.

Фотографии Ары как будто говорят нам: Да, нет конца красивым городским пейзажам Стамбула, но главное — люди! Важнейшей и определяющей характеристикой работ Ара Гюлера является эмоциональная взаимосвязь, которую он проводит между городскими пейзажами и отдельными людьми. Его фотографии также позволили мне понять, насколько хрупкими и бедными оказались жители Стамбула, когда они были представлены на снимках на фоне монументальной османской архитектуры города, рядом с его величественными мечетями и великолепными фонтанами.

Ожидание покупателей на базаре Стамбула, фото Ара Гюлера 1959 года

Ожидание покупателей на базаре, 1959.

Цыганский торговец метлами в районе Айвансарай, запечатленный Арой Гюлером в 1969 году

Цыганский торговец метлами в Айвансарайском районе, 1969.
Тебе нравятся мои фотографии только потому, что они напоминают тебе о Стамбуле твоего детства, — иногда говорил он мне немного раздраженно.
Нет! — протестовал я. — Мне нравятся твои фотографии, потому что они красивые.

Кофейня в районе Бейоглу на снимке Ара Гюлера, 1958 год

Кофейня в районе Бейоглу, 1958.

Но есть ли отличия между красотой и памятью? Разве вещи не красивы от того, что они немного знакомы тебе и похожи на твои воспоминания? Мне нравилось обсуждать такие вопросы с ним.

Квартал Топхане в объективе Ара Гюлера, 1986 год

В квартале Топхане, 1986.

Работая с его архивом фотографий Стамбула, я часто задавался вопросом, что именно мне так сильно нравилось в них? Понравятся ли те же самые снимки другим? Есть что-то ошеломляющее в том, когда я смотрю на забытые и все еще живые детали города, в котором я провел свою жизнь, — машины, уличные торговцы, дорожные полицейские, рабочие, женщины в платках, пересекающие мосты, окутанные туманом, или старые автобусные остановки, тени деревьев и граффити на стенах.

Мечеть Султана Сулеймана с Галатского моста, фото Ара Гюлера 1955 года

Мечеть Султана Сулеймана. Вид с Галатского моста, 1955.

Для тех, кто, как и я, провел 65 лет в одном и том же городе — иногда не покидая его в течение многих лет — городские пейзажи в конечном итоге превращаются в своего рода показатель нашей эмоциональной жизни. Улица может напоминать нам о боли увольнения с работы. Вид конкретного моста может вернуть чувство одиночества нашей молодости. Городская площадь может вспомнить блаженство любви. Темный переулок может быть напоминанием о наших политических страхах. Старая кофейня может вызвать воспоминания о наших друзьях, которых посадили в тюрьму. А платан может напомнить о том, как мы были бедны.

Ношение воды в трущобах Стамбула, снимок Ара Гюлера 1965 года

Ношение воды в трущобах, 1965.

В первые дни нашей дружбы мы никогда не говорили с ним о его армянском происхождении и о трагической истории уничтожения османских армян. Эта тема остается запретной в Турции. Я чувствовал, что будет трудно говорить с ним на эту душераздирающую тему, которая может создать напряжение в наших отношениях. Он знал, что если начать говорить об этом, то ему будет сложнее жить в Турции.

Турецкие бани на снимке Ара Гюлера, 1965 год

Очарование турецких бань, 1965.

За эти годы Ара стал немного доверять мне и иногда поднимал политические темы, о которых не говорил с другими. Однажды он рассказал мне, что в 1942 году, чтобы избежать непомерного налога на богатство, правительство Турции специально обложило им граждан немусульманской веры. Его отец, который был фармацевтом, чтобы избежать ссылки в трудовой лагерь из-за неуплаты этого налога, был вынужден покинуть свой дом в Галатасарае и скрываться месяцами в другом доме, ни разу не выходя на улицу.

Он также говорил со мной о событиях ночи 6 сентября 1955 года, когда политическая напряженность между Турцией и Грецией достигла пика. В эту ночь банды, специально организованные турецким правительством, бродили по городу и грабили магазины, принадлежащие грекам, армянам и евреям, а также оскверняли церкви и синагоги. Погромщики превратили центральный проспект Истикляль, где неподалеку жил Ара, в зону боевых действий (позже события этой ночи стали именоваться Стамбульским погромом — прим. пер.).

Носильщики на рынке Бейоглу, фото Ара Гюлера 1954 года

Носильщики на рынке Бейоглу, 1954.

Фармацевт в районе Тепебаси, запечатленный Арой Гюлером в 1958 году

Фармацевт в Тепебасинском районе, 1958.

Армянские и греческие семьи управляли большинством магазинов на проспекте Истикляль. В 50-е годы я ходил в эти магазины вместе со своей мамой. Они говорили по-турецки с акцентом. Когда мы с мамой шли обратно домой, я часто подражал их турецкому акценту. После этнической чистки 1955 года, целью которой было запугивание и изгнание немусульманских меньшинств города, большинство из них покинули проспект Истикляль и свои дома в Стамбуле. К середине 60-х годов почти никого не осталось.

Улица старого района у Эдирнекапы, снимок Ара Гюлера 1962 года

Улица в старом районе недалеко от квартала Эдирнекапы, 1962.

Нам с Арой было комфортно говорить о том, как он фотографировал эти и другие подобные события. Тем не менее, мы до сих пор не касались уничтожения османских армян, его дедов и бабушек.

В 2005 году я дал интервью, в котором жаловался, что в Турции нет свободы мысли, и мы до сих пор не можем говорить о тех ужасных вещах, которые были совершены в отношении османских армян 90 лет назад. Националистическая пресса раздула мои слова. Меня доставили в суд в Стамбуле за оскорбление турецкой нации. Это обвинение может привести к тюремному заключению сроком на три года.

Рабочие порта у Золотого Рога, фото Ара Гюлера 1954 года

Рабочие порта ждут разгрузки судов вдоль Золотого Рога, 1954.

Два года спустя мой друг, журналист армянского происхождения, Грант Динк был застрелен в Стамбуле, посреди улицы, за использование слова геноцид армян. Некоторые газеты стали намекать, что я могу быть следующим. Из-за угроз убийства, которые я получал, обвинений, выдвинутых против меня, и порочной кампании в националистической прессе, я стал больше времени проводить за границей, а именно в Нью-Йорке. Я возвращался ненадолго в свой офис в Стамбуле, только никому не говорил, что я приехал.

Сохнущие платки язма в районе Кумкапы, снимок Ара Гюлера 1959 года

Сохнущие платки из ткани язма. Кумкапский район, 1959.

Во время одного из таких коротких визитов домой из Нью-Йорка, в те самые мрачные дни после убийства Гранта Динка, я вошел в свой офис и сразу же зазвонил телефон. В то время я никогда не поднимал трубку офисного телефона. Между звонками были паузы, но все равно телефон звонил снова и снова. Это было непросто, но я в итоге ответил на звонок. Я сразу узнал голос. Это был Ара. О, ты вернулся! Я сейчас приеду, — сказал он и повесил трубку, не дожидаясь моего ответа.

15 минут спустя Ара вошел в мой кабинет. Он еле дышал и ругал всех на свете в свойственной ему манере. Затем он заключил меня в свои большие объятия и заплакал. Те, кто был знаком с Арой, знали, как он любил ругательства и сильные мужские выражения, и они поймут мое изумление, когда я увидел, что он плачет. Он продолжал ругаться и говорить мне: Они не посмеют тебя тронуть, эти люди!

Галатский мост в полдень, запечатленный Арой Гюлером в 1954 году

Галатский мост в полдень, 1954.

Он не мог остановить слезы. Чем больше он плакал, тем больше меня охватывало странное чувство вины и я не мог сказать ни слова. Наконец-то, Ара успокоился. Он выпил стакан воды, будто это было его главной причиной прихода в мой офис, и ушел.

Через некоторое время мы снова встретились. Я снова стал потихоньку работать с его архивами, как будто ничего не произошло. У меня больше не возникало желания расспрашивать его о дедушках и бабушках. Великий фотограф уже рассказал мне все сквозь слезы.

Баржа в Золотом Роге на снимке Ара Гюлера, 1955 год

Баржа в Золотом Роге, 1955.

Ара верил в демократию, где люди могли бы свободно говорить о своих убитых предках или, по крайней мере, свободно оплакивать их. Турция так и не стала демократичной страной. Успех последних 15 лет, периода экономического роста, основанного на кредитах, был использован не для расширения возможностей демократии, а для еще большего ограничения свободы мысли. И после всего этого роста и этого строительства, старый Стамбул Ара Гюлера стал, если использовать название одной из его книг — Затерянным Стамбулом.

Портрет Ара Гюлера, сделанный в 2018 году

Ара Гюлер, 2018.

Проникновенные воспоминания Орхана Памука — это не только личная история дружбы, но и свидетельство того, как искусство помогает сохранить память о городе, который меняется на наших глазах. А вы ощущаете ностальгию по местам, исчезающим с карты вашего детства? Что бы вы хотели сохранить навсегда — улицу, запах, голос, лицо? Поделитесь в комментариях своими историями.

Смотрите также:
Стамбул — город контрастов: 30 цветных снимков уличной жизни 70-х годов,
20 невероятно ярких фотографий современного Стамбула,
10 достопримечательностей Стамбула, с которыми вы обязаны познакомиться

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Тройная жизнь Лори Эрики Рафф, тайна которой так и осталась нераскрытой

Тройная жизнь Лори Эрики Рафф, тайна которой так и осталась нераскрытой

Как жили в Древнем Риме простые люди

Как жили в Древнем Риме простые люди

Как Сталин наказал генерала, опоздавшего к нему из-за пьянки на три дня

Как Сталин наказал генерала, опоздавшего к нему из-за пьянки на три дня

Новые посты

Как в русском языке появилось блатное слово «фраер»

Как в русском языке появилось блатное слово «фраер»

Чудо враждебной техники: трехколесный автомобильчик Мессершмитт

Чудо враждебной техники: трехколесный автомобильчик Мессершмитт

Жизнь «по-македонски»: история Александра Солоника — самого дерзкого киллера 90‑х

Жизнь «по-македонски»: история Александра Солоника — самого дерзкого киллера 90‑х

Рыбак из ЮАР столкнулся с пугающим паразитом, ставшим частью живой рыбы

Рыбак из ЮАР столкнулся с пугающим паразитом, ставшим частью живой рыбы

Как выглядят вагоны метро разных стран и эпох

Как выглядят вагоны метро разных стран и эпох

8 уникальных блюд из Таиланда, которые удовлетворят любого гурмана

8 уникальных блюд из Таиланда, которые удовлетворят любого гурмана

А вы что тут делаете? 22 странных фото, которые озадачат любого

А вы что тут делаете? 22 странных фото, которые озадачат любого

Фотосессия будущей звезды – 21-летняя Мишель Пфайффер

Фотосессия будущей звезды – 21-летняя Мишель Пфайффер

Пушистая фотосессия в стиле ню от вьетнамского фотографа

Пушистая фотосессия в стиле ню от вьетнамского фотографа

Как дамы 19 века ходили в туалет в своих кринолинах — рассказывает и показывает историк

Как дамы 19 века ходили в туалет в своих кринолинах — рассказывает и показывает историк

10 невероятно дешевых райских мест, где можно начать новую жизнь

10 невероятно дешевых райских мест, где можно начать новую жизнь

Увлекательные фотографии из кабин разной техники

Увлекательные фотографии из кабин разной техники