Она была рабыней, но стала легендой: невероятная судьба Дайдо Белль
История Дайдо Элизабет Белль — это удивительный рассказ о том, как дочь порабощенной африканки и британского офицера преодолела барьеры XVIII века, чтобы стать частью аристократической семьи. Ее жизнь — это не только личная победа, но и символ борьбы с предрассудками и несправедливостью. Давайте разберемся, как Дайдо Белль прошла путь от невольницы до наследницы лорда Мэнсфилда.
Ранние годы: рождение в тени рабства
Дайдо Элизабет Белль родилась в 1761 году в Британской Вест-Индии, на территории современного Тринидада. Ее мать, Мария Белль, была порабощенной африканкой, а отец — сэр Джон Линдси, капитан Королевского флота. В то время такие союзы были редкостью, а дети от них часто оставались в рабстве. Но судьба Дайдо сложилась иначе.
Точное происхождение матери девочки остается загадкой. Существует предположение, что англичане захватили ее вместе с испанским кораблем, который вез невольников из Африки в Гавану на Кубу. Когда мать умерла, Джон Линдси решил отправиться с дочерью в Англию. В 1765 году он привез четырехлетнюю Дайдо в Лондон и поручил ее заботам своего дяди — Уильяма Мюррея, 1-го графа Мэнсфилда. Этот шаг стал поворотным в жизни Дайдо, открыв перед ней двери в мир, недоступный для большинства людей ее происхождения.
Жизнь в Кенвуд-Хаусе
Лорд Мэнсфилд, занимавший пост главного судьи Англии, относился к Дайдо с теплотой, почти как к родной дочери. У него не было детей, но он с женой воспитывал леди Элизабет Мэнсфилд, которая приходилась Дайдо кузиной и потеряла родителей. Девочки были примерно одного возраста, и граф решил, что они смогут стать подругами. Так и случилось, а позднее Дайдо стала компаньонкой аристократки.
Кенвуд-Хаус, роскошное поместье Мэнсфилдов, стало домом Дайдо на следующие 30 лет. Здесь она не испытывала никаких притеснений, связанных с происхождением и цветом кожи. Граф относился к ней также тепло, как и к племяннице. Для аристократии того времени подобное отношение казалось необычным: согласно британским законам, несмотря на то что ее отцом был офицер, Белль в Англии считалась рабыней.
Между привилегиями и предрассудками
Хорошо известно, что граф Мэнсфилд был человеком прогрессивных взглядов и ненавидел рабство. Но при этом высшее общество XVIII века не принимало Дайдо Элизабет Белль из-за цвета кожи. Темнокожей девушке не разрешалось обедать с гостями во время официальных приемов, хотя после она могла присоединиться к дамам за кофе. Эти детали показывают, как тонка была грань между ее положением в семье и предрассудками окружающего мира.
Гости графа отмечали, что Белль была одета не хуже других членов семьи, а ее комната была обставлена с роскошью и вкусом. Когда Дайдо заболела, граф щедро платил докторам, чтобы те поставили ее на ноги. К моменту совершеннолетия девушка получила образование, которое могло сравниться с подготовкой знатных сверстниц. При этом она не вела праздный образ жизни. В Кенвуд-Хаусе Белль заведовала птичником и молочной фермой.
Кажется, граф поручил девушке не самые благородные занятия, чем обозначил ее место в обществе. Но это было не так. Помимо хозяйственных дел, Дайдо отвечала за личную корреспонденцию лорда Мэнсфилда. Это свидетельствует о высоком доверии графа к девушке и признании ее образованности.
Знаменитый портрет: символ равенства
Одним из самых ярких свидетельств жизни Дайдо является ее портрет, созданный в 1779 году, предположительно художником Дэвидом Мартином. На нем изображены едва достигшие совершеннолетия Дайдо Белль и ее кузина Элизабет Мэнсфилд. Обе девушки одеты в роскошные платья, но Дайдо выделяется экзотическим головным убором, что намекает на ее происхождение. Этот портрет стал сенсацией: впервые темнокожая женщина была изображена как равная белой аристократке.
На картине графиня рядом с Дайдо держит в одной руке книгу, а другой слегка опирается на плечо девушки. Необычным кажется, что Элизабет изображена застывшей, почти схематичной, тогда как ее мулатка подруга предстает яркой и полной жизни. Почему художник выбрал такой подход, остается загадкой. Возможно, именно так пожелал заказчик портрета — лорд Мэнсфилд.
Но есть еще один портрет, на котором Дайдо изображена рядом с Элизабет Мэнсфилд. Его написал в 1778 году художник Дэвид Мартин. На нем наследница лорда выглядит нарядной, а Белль, наоборот, одета как прислуга и выведена на второй план. История этого полотна также неизвестна.
Влияние на аболиционизм: дело Сомерсета и бойня на «Зонге»
Некоторые историки считают, что близость с Дайдо могла повлиять на решения лорда Мэнсфилда в делах, связанных с рабством. Он был ключевой фигурой в судебной системе Англии, и его решения оказали огромное влияние на борьбу с рабством. Одним из таких дел стало «Дело Сомерсета» 1772 года, когда беглый раб Джеймс Сомерсет получил свободу. Это решение стало важным шагом к признанию рабства незаконным в Англии.
Еще одним значимым эпизодом была бойня на корабле «Зонг» в 1781 году, когда более сотни рабов были сброшены за борт ради страховки. Мэнсфилд рассматривал это дело, и его осуждение жестокости усилило аболиционистское движение. Хотя нет прямых доказательств, что Дайдо напрямую влияла на эти решения, ее присутствие в жизни Мэнсфилда, вероятно, заставляло его глубже осознавать несправедливость работорговли.
Самостоятельная жизнь
В 1788 году отец Дайдо, капитан Джон Линдси, умер. Законного наследника у него не оказалось, поэтому он оставил по 1000 фунтов незаконнорожденным детям: сыну и дочери Элизабет Линдсей или Палмер, жившей в Шотландии. Но ни в его завещании, ни в завещании матери Дайдо, Марии Белль, не упоминается девочка-мулатка, родившаяся на Тринидаде.
Зато лорд Мэнсфилд не забыл воспитанницу. Он завещал ей 500 фунтов и 100 фунтов ежегодной ренты. Также граф позаботился о статусе Дайдо, выдав ей бумагу, подтверждающую ее положение свободного человека. После смерти судьи в 1793 году девушка вышла замуж за Джона Давинье, французского дворецкого и сторонника аболиционизма. После свадьбы она переехала в имение, где работал ее супруг.
Пара жила счастливо. В 1795 году у них родились сыновья Чарльз и Джон, а в 1802 году еще один сын — Уильям Томас. К сожалению, семейное счастье супругов было недолгим. Дайдо умерла в 1804 году в возрасте 43 лет. Ее могила в Лондоне была утрачена во время реконструкции кладбища в 1970-х, но ее история продолжает вдохновлять. Последний известный потомок Дайдо, Гарольд Давинье, умер в 1975 году в ЮАР. Он не оставил после себя потомства, поэтому на нем старинный род прервался.
Почему история Дайдо так важна?
Дайдо Элизабет Белль — это не просто историческая фигура, а символ преодоления. Она жила в эпоху, когда цвет кожи определял судьбу, но благодаря своему уму, образованию и поддержке семьи смогла бросить вызов системе. Ее история вдохновила фильм «Белль» (2013), где роль Дайдо сыграла актриса Гугу Мбата-Роу. Картина оживила интерес к этой удивительной женщине, показав, как личная судьба может переплетаться с большими историческими переменами.
Сегодня Дайдо воспринимается как икона борьбы за равенство. Ее жизнь напоминает нам, что даже в самые темные времена находятся люди, способные менять мир к лучшему.
Как вы думаете, могла ли Дайдо Элизабет Белль повлиять на решения лорда Мэнсфилда в борьбе с рабством? Поделитесь своим мнением в комментариях!
Смотрите также — 10 ложных представлений о рабстве в США
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!









