«Берлинале-2020»: 8 важных фильмов о женщинах

0

1 марта в Берлине закрылся 70-й Международный кинофестиваль — один из самых социальных за последние годы. Кинокритик Алиса Таежная выбирает восемь фильмов из программы фестиваля, где судьба, ограничения и борьба женщины находятся на первом плане.

Фотография:

Анна на высоте 13 000 футов

Фотография:

Румяные щеки, светлые волосы, бегающий взгляд серых глаз — мы почти неустанно наблюдаем за Анной вблизи — простой девушкой, которая работает воспитательницей в детском саду, а еще увлекается прыжками с парашютом. У Анны много проблем с окружающим миром, но режиссеру хватает вкуса и таланта их не манифестировать.

То старшие коллеги в коллективе придираются к ее методам воспитания, устраивая вежливые допросы на пятничных профессиональных собраниях. То мама слушает вполуха уже подросшую дочь. То друзья пропускают мимо ее слова. Анне попеременно тошно, одиноко, непонятно, тревожно, страшно и весело — ее перепады настроения и реакции совершенно непредсказуемы, но очень человечны.

Короткое и очень талантливое кино о вихре в голове и беспорядочной жизни, в которой сложно сопоставить реальные причины и психические реакции, — а возможно, и не нужно, ведь неразгаданность чувств подчас и делает нас человечными.

Ассистентка

Фотография:

Любая большая карьера начинается с низов — именно так говорит капиталистическая мечта. С надеждами на продюсерское кресло лет через десять молодая блондинка приходит в кинокомпанию на позицию ассистентки: срок ее работы — пять недель, она очень устает и довольствуется заданиями подай-принеси.

Сама работа — распечатки, копии, письма, кофе — не так огорчает девушку, как хамское отношение старших коллег-мужчин, необходимость унижаться перед боссами под страхом увольнения и покрывать гадкие поступки других. Ассистентка узнает о том, что совсем молодую девушку без квалификации босс сперва везет в отель, а потом принимает на работу, — и решает подать жалобу в службу персонала.

За полтора часа драмы Китти Грин — отстраненной, субдепрессивной и собранной — можно найти ответы на вопросы в духе «как существуют такие монстры, как Харви Вайнштейн?». Кино о круговой поруке и навыке вовремя закрывать глаза на определенные вещи, чтобы двигаться по карьерной лестнице, — разоблачительная история о шоу-бизнесе, в которой может узнать себя любая женщина, самостоятельно пробивавшая себе дорогу.

Женщина, которая убегала

Фотография:

Реальность корейской жизни: молодые девушки, получая образование и только начиная строить карьеру, чаще всего выходят замуж и начинают жить консервативной замужней жизнью, будучи частью расписания другого человека. Именно это происходит с главной героиней фильма: за пять лет с мужем она не рассталась ни на день, но в то время, когда он уехал в командировку, наконец может навестить трех подруг.

Путешествуя из гостей в гости, она узнает новости про других, рассказывает на повторе одну и ту же показную историю о супружеском счастье, по-светски напивается. И попадает в три неловких и забавных ситуации — с выясняющим отношения соседом (предмет спора — кормление бездомных котов), с горе-сталкером и бывшим возлюбленным сильно старше себя.

Хон Сан Су снова снимает фильм о бытовой скуке и повторяемости событий, о скудности нашего выбора, если дело касается ежедневной жизни, и о пустой болтовне, в которой мы прячемся от реальности.

Никогда, редко, иногда, всегда

Фотография:

Работающая после уроков кассиршей в супермаркете старшеклассница скрывает от всех свою беременность. Дома не поймут (маме плевать, папа, кажется, вообще насильник), гинеколог включит пролайферское видео о душе эмбриона, одноклассники осудят — и только лучшая подруга поймет и выложит все карманные деньги на аборт в Нью-Йорке (потому что в Пенсильвании его можно сделать только с одобрения старших).

Первая поездка в Большое Яблоко для главной героини не радостно-туристическая, а вынужденно-медицинская: там она узнает реальный срок своей беременности и меры, которые ей придется предпринять. Драма Элайзы Хиттман, получившая второй по важности приз на Берлинале, — тот случай кино с «женским взглядом», который интуитивно примет на себя каждая женщина, столкнувшаяся с нежелательной беременностью или насилием.

Хиттман рассказывает о будничности сексуального и репродуктивного насилия в простой форме «вопрос — ответ»: отвечая на вопросы из анкеты психолога перед абортом, девушка должна выбрать слова «никогда», «редко», «иногда», «всегда». Был ли с тобой секс по принуждению? Угрожал или унижал тебя бойфренд? Боишься ли ты чьего-то мнения о своем теле? На эти вопросы с комом в горле и глазами на мокром месте отвечает не только героиня — режиссер адресует их своим зрительницам и зрителям.

Ширли

Фотография:

Одна из героинь психологической драмы Жозефин Декер вдохновлена фигурой писательницы Ширли Джексон — именно ее рассказ «Лотерея» другая героиня читает в The New Yorker в поезде. Две женщины одной судьбы и разных поколений пройдут вместе путь от подавления к относительному освобождению. Молодость и замужество за многообещающим мужчиной, жизнь на вторых ролях, по сути, в закрытом пространстве, предначертанная радость от домашних дел.

Ширли глотнула этой жизни сполна, но нашла в себе силы не закапывать в землю свой писательский талант. Ее младшая подруга, беременная и вышедшая замуж наспех, пока не понимает, куда она попала. Декер путает карты и выбирается в жанр галлюциногенного триллера, чтобы рассказать знакомую историю условной Бетти Дрейпер.

Эмпауэрмент здесь достигается двумя способами: через острый брачный конфликт и самовыражение — две форточки, доступные для запертой дома женщины середины прошлого века.

Мой год с Сэлинджером

Фотография:

Восторженная провинциалка приезжает в Нью-Йорк с блокнотом — разумеется, писать стихи — и устраивается работать в литературное агентство. С порога ее предупреждают, что воннаби-авторов здесь не любят брать на постоянку, так что свои литературные амбиции стоит шифровать тщательнее. В придачу к мечтам о поэтическом сборнике героиня привозит в большой город смотрящего на нее сверху вниз бойфренда (ему как раз удается писать и в себе не сомневаться).

За один год в консервативной рабочей среде (начальницу играет Сигурни Уивер) девушка не только учится неприятной рутине будущего литагента, но и становится неофициальной получательницей писем от фанатов больших американских писателей — в первую очередь Сэлинджера. Его бестселлер «Над пропастью во ржи» побудил подростков середины XX века написать километры исповедей.

Сильно напоминающий «Дьявол носит Prada» в злоключениях и испытаниях главной героини, «Мой год с Сэлинджером» проговаривает важную, хотя и неоригинальную мысль: быть на посылках у творческих людей и самой заниматься творчеством — все же очень разные занятия.

Голые животные

Фотография:

Для ребят из не самых благополучных семей спорт — один из простых социальных лифтов и способов отвлечься от потенциально криминального сценария. Именно так в борьбе (кажется, дзюдо) оказались главная героиня и ее то ли друг, то ли бойфренд. Идущие по лезвию, дразнящие и поколачивающие друг друга, они — мотор компании из пяти человек, в которой невозможно проследить психологическую динамику.

Ребята сплетничают, нападают друг на друга, ссорятся, доверяются друг другу, завидуют, выручают и собираются в коалиции. В их непредсказуемом поведении и есть, как ни иронично, единственная стабильность: к сломанному пальцу от воинственной лучшей подруги можно быть готовым, в то время как к взрослой жизни за пределами бедной квартиры — совсем нет.

Дебютный фильм немецкого режиссера Мелани Вальде — исследование пограничного поведения в подростковой среде, где буллинг преподносится как игра, а соревновательность — как воздух для общего пламени.

Несчастье родиться

Фотография:

Противоречивый триллер о взрослых, решающих собственные проблемы за счет детей, делится на две части. В первой десятилетняя девочка-андроид с запрограммированными мыслями, набором фраз и реакций живет летом за городом со своим «папой» (то есть покупателем андроида).

Папа пользуется ею как секс-игрушкой, что, судя по всему, не является никакой этической проблемой в этой реальности — робот исполняет желания своего покупателя и лишен человеческих чувств. Андроида можно наряжать и менять его внешность, настраивать его лексику и привычки, но единственное, чего сделать нельзя, — поменять его возраст.

Так механический ребенок попадает в следующую семью, где от него требуется отыгрывать уже другую роль — быть мумией давно погибшего мальчика. Фильм Воллнер касается нескольких неудобных тем сразу: педофилии и родительского давления, искусственного интеллекта и гендерфлюидности, — но главным образом высвечивает ядовитую потребность взрослых использовать детей в личных интересах.

Смотрите также — История в картинках: 10 лучших исторических сериалов за 10 лет

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Из красавицы в чудовище: история Мэри Энн Вебстер — самой безобразной женщины в мире

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Дайан Фосси — жизнь и смерть отважной «Королевы обезьян»

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Древняя история в невероятных картинах Бруно Вепхвадзе

Новые посты

10 самых удивительных пляжей мира

10 самых удивительных пляжей мира

Богатые vs бедные: как это выглядит сверху

Богатые vs бедные: как это выглядит сверху

Лазурный Джодхпур — сказочный город в Индии

Лазурный Джодхпур — сказочный город в Индии

20 фотографий интересных вещей, которые редко можно увидеть и то, если очень повезет

20 фотографий интересных вещей, которые редко можно увидеть и то, если очень повезет

15 человек, у которых выдался так себе денек

15 человек, у которых выдался так себе денек

Секреты жизни и диеты тамплиеров, которые делали их долгожителями

Секреты жизни и диеты тамплиеров, которые делали их долгожителями

Художник Ринат Волигамси и его постсоветская психоделия

Художник Ринат Волигамси и его постсоветская психоделия

15 фото неординарных предметов и явлений

15 фото неординарных предметов и явлений

22 отеля, которым стоит пересмотреть свои дизайнерские решения

22 отеля, которым стоит пересмотреть свои дизайнерские решения

Как суповая миска помогла спасти миллионы жизней

Как суповая миска помогла спасти миллионы жизней

Проклятые миллионы Тэда Биньона: найдут ли когда-нибудь клад, спрятанный игорным магнатом?

Проклятые миллионы Тэда Биньона: найдут ли когда-нибудь клад, спрятанный игорным магнатом?

Уроки уличной фотографии от профессионала

Уроки уличной фотографии от профессионала