Легендарный фильм Соловьева «Асса» — история создания и интересные факты
Премьера культового фильма кинорежиссера Сергея Соловьева «Асса» состоялась в московском ДК МЭЛЗ 1 апреля 1988 года. Эта криминально-детективная мелодрама-клип, наполненная рок-музыкой, стала манифестом советских неформалов: фильм называли самым точным документом умонастроений времени, полным предчувствий и надежд.
Смысл названия, ставшего паролем для целого поколения, до сих пор не могут объяснить и сами создатели ленты. Из множества версий самой достоверной можно считать и самую простую — это аббревиатура: «Автор Соловьев Сергей Александрович».
«Асса» режиссера Сергея Соловьева появилась в один из самых интересных моментов современной российской истории — период расцвета авангардного искусства и рок-музыки в СССР.
В фильме приняли участие, снявшись в ролях камео, популярные рок-музыканты (в том числе Виктор Цой), в саундтрек вошли песни Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум», Жанны Агузаровой с группой «Браво», группы «Кино». Отчасти поэтому фильм «Асса» стал одним из основных кинематографических произведений русского рока, достигшего пика своего развития во второй половине 1980-х.
Действие фильма происходит в Ялте в 1980 году, зимой. Не обремененная ничем девушка Алика (Татьяна Друбич) оказывается в заснеженной Ялте и в ожидании своего влиятельного любовника Крымова (Станислав Говорухин) снимает комнату у незнакомого парня по кличке Бананан (Сергей Бугаев). Постепенно Алика сближается с Банананом, а в расчетливых отношениях с Крымовым, наоборот, отдаляется, чем вызывает у последнего приступы ревности. Открытый и честный Бананан покоряет Алику своей харизмой и артистичностью, выступая с другом «Витей Негром» в ресторане, где он подрабатывает сторожем.
Девушка оказывается в положении сложного выбора: любовь с себе равным и близким по духу Банананом, а потому — свобода, или статус птицы в золотой клетке с Крымовым. На весах совести балансировали деньги и любовь — долго так продолжаться не могло, что для всех участников любовного треугольника оказалось в итоге роковым фактором.
Крымов даже пытался показать силу своей власти Бананану: дал тому возможность выиграть большую сумму денег и отказаться от претензий на Алику, но юный поэт остался непреклонен и в итоге был убит. Но как только Алика узнает о трагической смерти Бананана, она сама убивает Крымова из его собственного пистолета.
Картину посмотрели 17,8 млн советских зрителей. Премьера фильма могла бы собрать стадионы — показы «Ассы» в шутку сравнивали с решающими матчами по футболу. На экране, как на игровом поле, сошлись две «сборные» — два поколения. Капитаны команд — представители старой и новой формации: «хозяин жизни» и «неформал».
В соответствии с концепцией индийского кино Сергей Соловьев решил, что в его фильме должно быть много музыки, причем современной. Бананан не мог увлекаться советским «официозом», и тогда стали искать представителей контркультуры. Музыкальный редактор принес целый мешок с кассетами песен современных андеграундных исполнителей.
Для съемок фильма Сергей Соловьев специально изучал творчество свободных художников. Ходил по подвалам, где проходили подпольные художественные выставки. Слушал андеграундные песни. И сумел создать на съемочной площадке полную творческую гармонию между старым (Соловьев, Говорухин) и новым (Цой, Гребенщиков) поколениями.
За короткий срок «Асса» собрала феноменальную кассу: свыше 80 миллионов рублей.
Заснеженные пальмы, обледенелая набережная с портретом Брежнева, кофе с молоком в граненых стаканах закусочной, городской фуникулер. Виды пасмурной Ялты с их необыкновенной зимней красотой под песни Бориса Гребенщикова создают особую атмосферу.
Съемки основной части картины проходили в Ялте зимой 1987 года, а исторические моменты были сняты в Ленинграде, в Михайловском замке. В «Ассе» блистательно запечатлена именно зимняя Ялта, пальмы в снегу, пустынная набережная. Снег неожиданно выпал в ноябре, что для Ялты не очень типично — ждали-то устойчивой сухой погоды. А вместо этого вначале полил дождь, и съемочная группа вынужденно бездельничала, изредка заходила на киностудию для примерки костюмов. А потом посыпал снег. По сценарию он был абсолютно не нужен, но именно Станислав Говорухин подсказал, что необходимо обязательно снять такую красоту — пальмы в снегу.
Теперь апартаменты отеля «Ореанда», в которых по сценарию жил Крымов, часто специально бронируют для своего крымского отдыха многие известные и не очень (но не бедные) люди. Канатная дорога от набережной Ялты до холма Дарсан стала достопримечательностью города после выхода фильма на экраны. Ресторан, в котором играл Бананан, где обедали Крымов с Аликой, где происходила драка «Майора», куда устраивался на работу Виктор Цой (на место Бананана), находился в правом крыле гостиницы «Таврида» — рядом с канатной дорогой «Ялта-горка».
Главную героиню зовут Алика — так автор сценария Сергей Ливнев, у которого в то время был роман с актрисой Аликой Смеховой, решил запечатлеть имя возлюбленной, впоследствии ставшей его женой. Татьяна Друбич устами своей героини Алики в фильме говорит о своем имени: «Дурацкое имя, вот и все. Мама хотела назвать Александрой, а отец — Ликой. Сошлись на среднем. Получилось Алика. Дикость, как, впрочем, любой компромисс».
Эпизод с исполнением песни «Хочу перемен» снимался в Зеленом театре ЦПКиО им. Горького в Москве. Вместо оплаты массовки съемочная группа организовала бесплатный концерт «Кино», в ходе которого и был снят эпизод. В связи со съемочной спецификой песня исполнялась под фонограмму. Остальной концерт был отыгран вживую. Публика, пришедшая на бесплатный концерт, была так возмущена долгой подготовкой к съемке сцены, что перевернула пожарную машину, стоявшую наготове по соображениям техники безопасности.
Арт-объекты «Коммуникейшен тьюб» и «Железный занавес», появляющиеся в фильме как предметы интерьера комнаты Бананана, имеют своего автора. Это художник Михаил Федоров-Рошаль.
Один эпизод в фильме — чистой воды импровизация актера Александра Баширова, сыгравшего фальшивого майора ВВС. Его монолог в милиции о Гагарине был придуман им на ходу, съемочная группа умирала со смеху.
«Асса» стала культовой лентой. Сергей Соловьев не раз признавался: снимал кино про «здесь и сейчас». Но получился фильм на все времена. Актуальными кажутся и строки из финальной песни в исполнении Виктора Цоя.
Смотрите также: Глубокий вдох свободы: блестящие кадры рок-разгула времен перестройки
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!