Андрей Рублев и Михаил Врубель, великие художники
Из всех современных искусств важнейшим для нас, безусловно, является фотография.
Но не будем забывать и её предшественниках — великих художниках, картины которых остаются непревзойденными образцами для подражания любому творцу, решившему запечатлеть в своих работах изменчивую красоту окружающего мира. Вспомним о тех, чья жизнь была посвящена неустанному поиску прекрасного — Андрей Рублев и Михаил Врубель.
О жизни легендарного Андрея Рублева известно очень мало. Даже мирское имя его неизвестно и знаем мы великого иконописца лишь под тем именем, которое он получил, когда принимал монашеский постриг в Спасо-Андрониковом монастыре. По-видимому, имя его также начиналось на букву «А», по традициям того времени.
Есть разногласия во мнениях о том, где родился Рублев. Местом его рождения одни называют Москву, другие Великий Новгород. Считается, что родился он около 1340-1350 годах. Воспитывался Андрей Рублев в семействе потомственных иконописцев.
В основе творчества Рублева лежат исконные традиции княжества Московского, кроме того, он был отлично знаком с художественным опытом византийцев, греков и каппадокийцев.
Впервые имя Андрея Рублева упоминается в летописях 1405 года. Это были сведения о том, что чернец Андрей Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором-старцем расписывали Благовещенский собор в Московском кремле.
Соседство с такими именами и ответственность работы позволяют предположить, что уже в 1405 году Андрей обладал великолепным мастерством иконописи. Через три года у Рублева, как свидетельствуют летописи 1408 года, уже есть ученики и это не удивительно, к тому моменту Андрей — полностью сформировавшийся мастер со своим индивидуальным стилем.
В 1408 году он делает с Даниилом Черным и своими учениками и помощниками росписи в Успенском соборе во Владимире, которые к нашему времени сохранилась лишь частично.
Рублев создал там же иконы для трёхъярусного иконостаса. Самая значительная из всех фресок Рублёва для Успенского собора – композиция «Страшный суд». Традиционно изображаемый в грозном, пугающем ключе, «Страшный Суд» Рублева представлялся, как некий праздник, торжество справедливости.
Около 1412 года Рублев создал свой главный шедевр, дошедший до нас – икону «Живоначальная Троица», которая считается некоторым величайшей картиной в истории живописи. Сейчас эта работа мастера хранится в Третьяковской галерее.
Андрей вновь работает и совместно руководит с Даниилом Черным в 1420-х годах проведением росписи в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. К сожалению, росписи не сохранились.
Весной 1428 года Рублев выполнил в Москве свою последнюю работу – роспись Спасского собора в Андрониковом монастыре. Там иконописец и скончался 17 октября 1428 года во время морового поветрия.
Русская православная церковь канонизировала в 1988 году Андрея Рублева в лике Преподобного.
http://andrey-rublev.ru/antology-florenskii.php — Павел Флоренский о Святой Троице Андрея Рублева.
Михаил Александрович Врубель оставил след во многих жанрах изобразительного искусства. Он работал и в жанре декоративной скульптуры, и в живописи, и в графике, а также сделал свой вклад в театральное искусство – талант его был огромен и универсален.
Родился Михаил Врубель в семье офицера в Омске 5 марта 1856 года. Отец по долгу службы был вынужден перевозить свою семью из города в город. Врубели жили в Астрахани, Петербурге, Одессе: Михаил Врубель сменял учебные заведения.
Мальчик интересовался различными науками, ему многое удавалось. Когда зимой 1864 года все семейство Врубелей переехало в Саратов, Михаил Врубель стал заниматься живописью у известного саратовского художника — А.С.Година, закончившего Академию художеств.
Весной 1867 отец вновь перевозит семью в Петербург.
В 1874 году Михаил Александрович оканчивает Одесскую классическую гимназию. Как того желал отец, он поступает на юридический факультет Санкт-Петербургского университета. Во время учебы он дополнительно посещает вечерний класс Чистякова в Академии художеств.
После окончания учебы в институте Врубель служит в армии, затем работает в главном военно-судном управлении. Но живопись по прежнему манит его и он в 1880 году становится студентом Российской Академии художеств. Его неординарный стиль, необычное видение классических сюжетов – все это сильно отличало Михаила Врубеля от остальных. Поступив в Академию, Врубель стремится работать, он становится настоящим трудоголиком.
Профессор Прахов приглашает в 1884 году Михаила Александровича в Киев, где Врубель работал по 1889 год. В это время он создавал в основном изображения религиозной направленности – это были иконы и настенные росписи.
К их числу относятся и работы для Кирилловской церкви. Остались неосуществленными эскизы, подготовленные Врубелем для Владимирского собора, так как некоторым они показались совершенно «нерелигиозными». К Киевскому периоду относится и знаменитая «Девочка на фоне персидского ковра».
Многие работы его пропитаны философским смыслом, размышлением о любви, жизни и смерти. Его прельщают тайны и молчание, которые наиболее сильно проявились в картине «Демон сидящий» и других шедеврах демонической серии.
Другое излюбленное направление – русская сказочно-былинная тема: «Князь Гвидон и Царевна-Лебедь», «Богатырь», «Микула Селянинович» и «Царевна-Лебедь» — все эти работы Врубеля стали хрестоматийными.
В 1901 году у художника стали наблюдаться явные признаки душевного расстройства. Прожил Врубель еще девять лет, из которых последние годы почти беспомощным человеком. Скончался 1 апреля 1910 года в Петербурге.
http://vrubel-world.ru/kogan.php — Д.Коган о творчестве Михаила Врубеля. Подробная биография, галерея картин и рисунков, статьи и воспоминания современников художника.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!