Роликовый пароход Эрнеста Базена: почему корабль на колесах оказался провалом

0

В конце 19 века технический прогресс совершил серьезный рывок. Появились первые автомобили, трамваи, электрические лифты, телефон. Почти каждый день газеты сообщали о новых изобретениях. Инженеры из разных стран мира словно соревновались, кто предложит самую безумную идею. Какие-то из новых проектов легли в основу важных для людей механизмов и технологий, а какие-то вошли в историю как очередные бесполезные и даже опасные изобретения. К последним можно отнести скоростное паровое судно французского конструктора Эрнеста Базена.

Роликовый пароход Эрнеста Базена: история неудачного изобретения

Свежее решение

В 1896 году инженер из Франции Эрнест Базен заявил, что изобрел судно, способное развивать скорость до 60 км/час. Это было очень смелым заявлением, ведь даже самые быстрые трансатлантические пароходы из Германии и Англии в то время могли двигаться лишь со скоростью 35 км/ч.

Эрнест Базен: создатель роликового парохода

Эрнест Базен

Хотя заявленная конструктором скорость выглядела фантастической, ему всё же поверили. Дело в том, что Базен представил совершенно новый тип судна, который заметно отличался от уже известных моделей. Его пароход напоминал платформу, установленную на шесть пустотелых колёс, выполненных в форме чечевицы. Именно такая необычная конструкция вызвала интерес и заставила людей поверить в его идею.

Чертеж роликового парохода Эрнеста Базена

Чертеж судна Эрнеста Базена

Изобретатель рассчитал, что подняв корпус судна на поплавках над водой, он значительно снизит сопротивление воды. А значит, паровые машины будут работать эффективнее, и пароход разовьет большую скорость чем обычно. Колеса, имевшие форму линзы, предполагали минимальный контакт с поверхностью воды, а своим вращением снижали силу трения еще больше.

Проект роликового парохода Эрнеста Базена, 1896 год

Ещё в 1880 году британец Роберт Фрайр предложил схожую конструкцию. Правда, его экспериментальное судно «Элис», оснащённое треугольными поплавками, оказалось совершенно непригодным для использования. На доработку опытного образца, который приводился в движение веслами, ушло целых 12 лет и 14 тысяч фунтов. Тем не менее, все усилия так и не принесли желаемого результата.

Испытание в Сен-Дени

Эрнест Базен решил не мелочиться и сразу сконструировал полноценное судно с паровыми двигателями. 280-тонный корабль, названный в его честь, тестировали и дорабатывали на протяжении пяти лет, потратив более 20 тысяч фунтов. Лишь после этого изобретатель решился представить своё творение широкой публике. Презентация прошла 19 августа 1896 года на причале в Сен-Дени, недалеко от Парижа.

Сборка роликового парохода на воде

Сборка необычного судна проводилась прямо на воде

Зрители с интересом рассматривали необычный корабль, поднятый над водой на трёх парах огромных 10-метровых колёс-поплавков. Каждое из них в центре достигало толщины 3,6 метра, постепенно утончаясь к краям. Под весом судна колёса погружались в воду примерно на треть. Корпус парохода размерами 40 на 12 метров возвышался над поверхностью воды на целых 4 метра. Движение колёсам обеспечивали несколько паровых машин общей мощностью 200 лошадиных сил. Кроме того, основной паровой двигатель мощностью 550 лошадиных сил был соединён с гребным винтом, добавляя судну дополнительную тягу.

Испытание роликового парохода в Сен-Дени

Испытание в Сен-Дени

Перед началом испытаний Эрнест Базен объявил, что его судно сначала разгонится до 30 км/ч, а затем увеличит скорость до 35. По самым смелым расчётам, изобретатель надеялся, что корабль сможет достичь отметки в 60 км/ч. Это означало, что судно будет двигаться в полтора раза быстрее военных крейсеров и вдвое быстрее пассажирских пароходов того времени. Такие перспективы звучали впечатляюще и вызывали немало ожиданий.

Суровая реальность

Помимо прочего, Базен уверял публику в невероятной экономичности своего изобретения. По его расчётам, судно могло пересечь Атлантику, израсходовав всего 800 тонн угля. Для сравнения, обычному лайнеру того времени требовалось от 3 до 4 тысяч тонн. Но уже во время испытаний выяснилось, что трение между водой и колёсами значительно превышает ожидания инженера. В результате пароход двигался с черепашьей скоростью, поднимая огромные волны, а расход топлива превысил заявленный показатель в несколько раз.

Неудача роликового парохода Эрнеста Базена

Пароход «Эрнест Базен» не оправдал возложенных надежд, но инженер пообещал взяться за доработку. В конце 1897 года он объявил, что все проблемы устранены и скоро представит усовершенствованную версию судна. По его словам, новая модель с четырьмя парами колёс была готова отправиться в Америку. Базен даже заверял, что путешествие из французского Гавра в Нью-Йорк займёт всего 60 часов. Однако реальность, как обычно, оказалась сложнее, чем прогнозы.

Незавершенный проект

Всего спустя несколько недель после этого оптимистичного заявления, 21 января 1898 года, инженер неожиданно скончался. На церемонии прощания с изобретателем прозвучали такие слова:

«Господин Базен, француз, изобретший корабль на колесах, чтобы пересечь Атлантику за 4 дня, сам отправился в неведомый мир, не увидя успеха своего детища».

Модель роликового парохода с восемью колесами

Новый пароход с 8 колесами

После смерти Базена его потомки получили то самое судно на 6 колесах, а также макет судна с 8 колесами и горы чертежей. Больше необычным пароходом никто не занимался, а в 1899 году судно «Эрнест Базен» было продано с аукциона. Новый владелец распилил его на металлолом.

Роликовый пароход Эрнеста Базена: почему корабль на колесах оказался провалом

Осиротевший «Эрнест Базен» у своего последнего причала

Изобретение француза ещё долго волновало умы конструкторов, но дальше создания прототипов дело так и не продвинулось. В середине 20 века появились автомобили-болотоходы на огромных колёсах, которые используют до сих пор. Они перемещаются по болотистой местности и способны плыть, применяя большие шины в качестве поплавков. Правда, их скорость на воде крайне мала, что лишний раз подтверждает бесперспективность идеи Базена.

Болотоход Тайфун

Болотоход «Тайфун»

История Эрнеста Базена показывает, что даже самые смелые инженерные идеи могут столкнуться с непреодолимыми трудностями. Но, возможно, если бы технологии того времени были более развиты, его судно действительно стало бы революцией в мореплавании? Как вы думаете, какие современные изобретения сегодня кажутся нам бесполезными, но в будущем могут изменить мир?

Смотрите также — Пароход Бессемера: почему потерпел крах проект, способный спасти от морской болезни

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

История Генриетты Лакс — женщины, совершившей переворот в мировой науке после смерти

История Генриетты Лакс — женщины, совершившей переворот в мировой науке после смерти

История кетчупа: от китайского рыбного соуса до американской классики

История кетчупа: от китайского рыбного соуса до американской классики

Эффект Долиной: как покупатели квартир теряют всё из-за мошенников

Эффект Долиной: как покупатели квартир теряют всё из-за мошенников

Новые посты

25 сумасшедших фотоколлажи от турецкого художника

25 сумасшедших фотоколлажи от турецкого художника

Кем были загадочные менады — женщины, посвятившие жизнь Вакху, богу вина и излишеств

Кем были загадочные менады — женщины, посвятившие жизнь Вакху, богу вина и излишеств

До и после: как меняется внешность человека, который перестает пить

До и после: как меняется внешность человека, который перестает пить

13 воодушевляющих фактов о самолетах

13 воодушевляющих фактов о самолетах

8 малоизвестных фактов о Шаолине

8 малоизвестных фактов о Шаолине

Двойная жизнь доктора Брэгга — О чем всем врал главный в мире популяризатор голодания

Двойная жизнь доктора Брэгга — О чем всем врал главный в мире популяризатор голодания

22 по-настоящему крутые дизайнерские решения

22 по-настоящему крутые дизайнерские решения

35 странных и удивительных вещей, которыми люди захотели поделиться в Сети

35 странных и удивительных вещей, которыми люди захотели поделиться в Сети

Гроссглокнер — самая красивая высокогорная дорога в мире

Гроссглокнер — самая красивая высокогорная дорога в мире

Американка живет в палатке и ест животных, которых сбили машины

Американка живет в палатке и ест животных, которых сбили машины

Как стать княгиней: настоящая Грейс Келли

Как стать княгиней: настоящая Грейс Келли

Деревенские девушки, которые сведут с ума любого

Деревенские девушки, которые сведут с ума любого