Сибирская тюрьма в объективе бельгийского фотографа
Бельгийский фотограф Карл де Кейзер (Carl De Keyzer) — бельгийский фотограф агентства Magnum, известный своими масштабными документальными проектами, часто посвященными социальным и историческим темам. Его фотопроект «Зона», посвященный российским тюрьмам, представляет собой масштабное исследование, на которое фотограф потратил 11 месяцев работы. В период с 2000 по 2001 год Кейзер посетил и запечатлел около 40 колоний в Красноярском крае, многие из которых ранее входили в систему ГУЛАГа.
Карл де Кейзер родился в Бельгии и начал свою карьеру как независимый фотограф в 1982 году. В том же году он стал сооснователем и содиректором фотогалереи «XYZ Photography», где работал до 1989 года. Параллельно с этим, с 1982 по 1989 годы, он преподавал фотографию в Королевской Академии Изящных Искусств в Генте. В 1990 году де Кейзер стал номинантом, а в 1994 году — полноправным членом престижного фотоагентства Magnum. Летом 2000 года он отправился в Россию для создания серии фотографий о российских тюрьмах, которые он снимал в нескольких исправительных учреждениях Красноярского края.
То что увидел де Кейзер (вернее сказать, то что ему показали) было не сильно похоже на тюрьму.
Несколько месяцев Карл де Кейзер добивался разрешения посетить другие тюрьмы края. Разрешение, в конце концов, пришло, но условия были довольно жесткие: не более трех часов на каждую тюрьму, всего не более 90 часов съемок.
Те несколько месяцев, которые де Кейзер провел в ожидании, тюремное начальство не сидело сложа руки. Перед его взором — и камерой — представали все те же идеалистические картинки и постановочные фотографии. Не обошлось, конечно, без курьезных промахов.
И все-таки зона у Карла де Кейзера вовсе не похожа на санаторий. И хотя в его фотографиях нет никакого правозащитного пафоса, он каким-то образом умудрился показать, что все обстоит далеко не так благополучно, как это кажется на первый взгляд.
Вероятно дело здесь в использовании цветной пленки (де Кейзер в основном снимает на черно-белую). Яркие сочные цвета (может быть специально усиленные постобработкой) удивительно не соответствуют атмосфере тюрьмы — даже такой «игрушечной», создают ощущение нереальности происходящего. Ощущение страшной сказки … с несчастливым концом.
Смотрите также: Кто такие «семейницы» и «бычкососки»— жаргон российских женских тюрем
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!