1881-1914 годы: строительство Панамского канала

0

Узкий перешеек, соединяющий Северную и Южную Америку, еще с 16-го века считался очень перспективным местом для создания кратчайшего пути между Атлантическим и Тихим океанами.

В 19-м веке развитие технологий и необходимость в подобном пути достигли точки, в которой план создания канала через Панаму выглядел уже вполне реальным.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №1 - BigPicture.ru

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №2 - BigPicture.ru
1. 1910 год. Карта планируемого канала.

Вдохновленная 10-летним строительством Суэцкого канала, международная компания La Société Internationale du Canal Interocéanique в 1879 году выкупила у инженера Уайза за 10 миллионов франков концессию на постройку Панамского канала, полученную им у правительства Колумбии, контролировавшего в то время Панаму.

Сбор средств для масштабного строительства возглавил Фердинанд Лессепс. Успех с Суэцким каналом помог ему собрать миллионы для нового проекта.

Вскоре после начала проектирования канала стало понятно, что реализовать это начинание будет гораздо труднее, чем выкопать канал на уровне моря через песчаную пустыню. Ведь предполагаемый маршрут длиной 65 километров проходил по каменистой и иногда гористой местности, при этом его пересекали мощные реки. И самое главное, тропические болезни создавали огромные опасности для здоровья рабочих.

Тем не менее оптимистичный план Лессепса предполагал строительство канала стоимостью 120 млн долларов всего за шесть лет. 40-тысячный коллектив, почти полностью состоящий из работников из Вест-Индии, возглавили инженеры из Франции.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №3 - BigPicture.ru
2. 1885 год. Французские сотрудники Панамского канала позируют фотографу.

Строительство началось в 1881 году.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №4 - BigPicture.ru
3. 1885 год. Работники пришли получить заработную плату.

«Опыт в Суэце мало помог. Вероятно, в долгосрочной перспективе было бы лучше, если бы в их прошлом не было Суэцкого канала» (Дэвид Маккалоу, «Путь между морями»).

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №5 - BigPicture.ru
4. 1885 год. Ямайские рабочие толкают тележку с землей вдоль узкоколейной железной дороги.

Проект обернулся катастрофой. Очень быстро стало очевидным, что постройка канала на уровне моря невозможна и что единственным работоспособным планом является строительство цепи шлюзов. При этом Лессепс упорно придерживался плана по постройке одноуровневого канала.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №6 - BigPicture.ru
5. 1900 год. Работники вручную ведут земляные работы.

Между тем работники и инженеры умирали от малярии, желтой лихорадки и дизентерии, а строительство прерывалось частыми наводнениями и оползнями. К тому времени, когда план со шлюзами был принят, было уже слишком поздно. По оценкам, умерли 22 тысячи рабочих. Строительство на годы отстало от графика, а его стоимость на сотни миллионов превысила бюджет.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №7 - BigPicture.ru
6. 1910 год. Брошенная французская техника в зоне канала.

Компания обанкротилась и рухнула, разрушив надежды 800 тысяч инвесторов. В 1893 году Лессепс был признан виновным в мошенничестве и плохом управлении и два года спустя умер в опале.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №8 - BigPicture.ru
7. 1906 год. Мужчина стоит рядом с заброшенным французским земснарядом.

В 1903 году при тайной поддержке Соединенных Штатов Панама отделилась от Колумбии и в ответ наградила США правами на канал. В следующем году США приобрели остатки французской компании и продолжили строительство.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №9 - BigPicture.ru
8. 1906 год. Президент Теодор Рузвельт сидит в кабине крана во время визита на строительную площадку канала.

«Я взял зону канала и оставил конгресс дискутировать; пока продолжаются дебаты, продолжается и канал» (Теодор Рузвельт).

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №10 - BigPicture.ru
9. 1908 год. Американские инженеры, посланные президентом Рузвельтом.

Столкнувшись с той же проблемой болезней, что и французы, американцы приступили к агрессивной кампании по уничтожению комаров. (Тогда связь между малярией и комарами была еще очень новой теорией.) Это резко снизило заболеваемость и повысило производительность труда.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №11 - BigPicture.ru
10. 1910 год. Дезинсектор комаров на работе в зоне канала.

Русло реки Чагрес перегородила плотина Гатун, создав озеро Гатун, самое большое искусственное озеро тех времен. Оно тянется через половину узкого перешейка.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №12 - BigPicture.ru
11. Январь 1907 года. Земельные работы на месте шлюза Гатун.

С обоих концов канала на Атлантическом и Тихом океанах были построены массивные шлюзы. Эти сооружения шириной 33 метра позволили судам проходить через ряд камер с регулируемыми уровнями воды, поднимаясь до высоты озера Гатун и канала — 26 метров над уровнем моря.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №13 - BigPicture.ru
12. 1910 год.

Наиболее сложным было проложить 13-километровый отрезок Кулебра через горный хребет высотой 64 метра. Было использовано 27 тысяч тонн динамита, чтобы взорвать почти 80 миллионов кубических метров земли, которую вывозили паровыми экскаваторами и поездами.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №14 - BigPicture.ru
13. 1907 год. Землечерпалка убирает грунт после оползня на отрезке Кулебра.

В связи с неправильной оценкой состава геологических пластов, земляные работы постоянно страдали от непредсказуемых оползней, на борьбу с последствиями которых иногда требовалось несколько месяцев.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №15 - BigPicture.ru
14. 1910 год. Железная дорога, сместившаяся после оползня.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №16 - BigPicture.ru
15. 8 апреля 1910 года. Мужчина стоит на западном берегу рядом со строящимся шлюзом Педро-Мигель.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №17 - BigPicture.ru
16. Ноябрь 1910 года. Президент Уильям Говард Тафт (слева) во время посещения шлюза Гатун с судьей Верховного суда Оливером Уэнделлом Холмсом (сидит справа) и главным инженером полковником Джорджем Геталсом (стоит справа).
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №18 - BigPicture.ru
17. 10 ноября 1912 года. Строительство шлюза Мирафлорес.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №19 - BigPicture.ru
18. Август 1912 года. Мужчина стоит в одном из шлюзов.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №20 - BigPicture.ru
19. Июнь 1912 года. Вид на строительство отрезка Кулебра с западного берега.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №21 - BigPicture.ru
20. 6 августа 1912 года.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №22 - BigPicture.ru
21. Ноябрь 1912 года. Вид с верха шлюза Гатун на север в сторону Атлантического океана.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №23 - BigPicture.ru
22. Июнь 1913 года. Одна из самых глубоких точек отрезка Кулебра.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №24 - BigPicture.ru
23. 1913 год.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №25 - BigPicture.ru
24. 1913 год.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №26 - BigPicture.ru
25. 1913 год.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №27 - BigPicture.ru
26. Ноябрь 1913 года. Работники борются с последствиями оползня.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №28 - BigPicture.ru
27. 1913 год. Работники во время перерыва на вершине шлюза.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №29 - BigPicture.ru
28. 1913 год. Поезд и кран пересеклись на шлюзе Педро-Мигель.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №30 - BigPicture.ru
29. 1913 год. Шлюз во время строительства.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №31 - BigPicture.ru
30. 1913 год. Инженеры стоят перед массивными шлюзовыми воротами канала.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №32 - BigPicture.ru
31. 8 августа 1913 года. Строительство шлюза Гатун между Атлантическим океаном и озером Гатун.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №33 - BigPicture.ru
32. 1 февраля 1914 года. Мужчины смотрят на работу землечерпалки по очистке последствий оползня в Кукараче.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №34 - BigPicture.ru
33. 1913 год. Водосброс плотины Гатун, которая отделяет искусственное озеро Гатун, главную часть канала.

10 декабря 1913 года был наконец создан проходимый водный маршрут между двумя океанами. 7 января 1914 года французский плавучий кран Alexandre La Valley сделал первый проход через канал.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №35 - BigPicture.ru
34. 9 октября 1913 года. Взрыв у города Гамбоа открывает путь каналу к Тихому океану.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №36 - BigPicture.ru
35. 1913 год. Взрыв дамбы, отделявшей канал от Атлантического океана.

Сегодня через Панамский канал проходит 4% мировых торговых грузоперевозок — около 15 тысяч судов в год. Разрабатываются планы построить дополнительный набор широких шлюзов, а также конкурирующий канал через Никарагуа.

Самую высокую плату за проход через канал — 142 тысячи долларов — потребовали с круизного судна. Наименьшую пошлину — 0,36 доллара — заплатил искатель приключений Ричард Халлибертон, переплывший канал через шлюзы в 1928 году.

Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №37 - BigPicture.ru
36. 1913 год.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №38 - BigPicture.ru
37. 1914 год.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №39 - BigPicture.ru
38. Октябрь 1913 года. Ворота шлюза Мирафлорес открываются для проверки.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №40 - BigPicture.ru
39. 26 сентября 1913 года. Буксир U.S. Gaton первым проходит по шлюзу Гатун.
Фотография: 1881-1914 годы: строительство Панамского канала №41 - BigPicture.ru
40. 29 апреля 1915 года. S.S. Kronland проходит по Панамскому каналу.

Смотрите также: Голландцы начинают строить «вечные» пластиковые дороги

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Икона 60-х Верушка: модель, актриса и графиня

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

Зарисовки из советского прошлого в карикатурах Сергея Лемехова

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

10 ядовитых фруктов и овощей, которые мы едим каждый день

Новые посты

22 смешных фото животных, которые творят, что захотят

22 смешных фото животных, которые творят, что захотят

Сколько зарабатывают чистильщик ушей, уличный астролог и другие представители исчезающих профессий в Индии

Сколько зарабатывают чистильщик ушей, уличный астролог и другие представители исчезающих профессий в Индии

«Брить или не брить?»: все плюсы и минусы удаления волос в мужском паху

«Брить или не брить?»: все плюсы и минусы удаления волос в мужском паху

Тревожные сказки художника Марка Ганье, который смог соединить ужасное и милое

Тревожные сказки художника Марка Ганье, который смог соединить ужасное и милое

Как сделать елочные игрушки своими руками

Как сделать елочные игрушки своими руками

10 фактов о самых полезных запахах

10 фактов о самых полезных запахах

Как выглядят знаменитые города в tilt-shift-фотографиях

Как выглядят знаменитые города в tilt-shift-фотографиях

20 фотографий, которые показывают, что коты — не всегда милые и пушистые

20 фотографий, которые показывают, что коты — не всегда милые и пушистые

Хватит есть оливье и селедку под шубой: 15 праздничных блюд со всего мира

Хватит есть оливье и селедку под шубой: 15 праздничных блюд со всего мира

Какие женщины считаются красивыми в разных странах мира?

Какие женщины считаются красивыми в разных странах мира?

35 хитрых дизайнерских решений для дома, которые помогут сэкономить место

35 хитрых дизайнерских решений для дома, которые помогут сэкономить место

Многослойные бумажные скульптуры, которые под определенным углом становятся почти невидимыми

Многослойные бумажные скульптуры, которые под определенным углом становятся почти невидимыми