14 жертв «Лошарика»: что случилось на секретной подлодке в Баренцевом море
1 июля 2019 года на секретной глубоководной атомной подлодке АС-12, известной также как «Лошарик», произошел пожар. В результате отравления продуктами горения погибли 14 моряков, среди них семь капитанов 1 ранга и два Героя России. Владимир Путин назвал произошедшее «огромной потерей для флота и для армии вообще».
И хоть информация о трагедии уже появилась во всех СМИ, никто так и не может достоверно сказать, чем мог заниматься экипаж «Лошарика». С основными предположениями на этот счет, а также подробностями случившейся аварии, вы можете ознакомиться ниже.
2 июля Министерство обороны РФ сообщило о гибели 14 моряков-подводников, которые входили в состав экипажа сверхсекретной атомной глубоководной станции АС-12. В официальном заявлении ведомства говорится, что аппарат «предназначен для изучения придонного пространства и дна Мирового океана», но некоторые предполагают, что «Лошарик» мог заниматься и другими задачами.
О характеристиках АС-12 также известно не слишком много. Глубина погружения подлодки — до шести тысяч метров, скорость — около шести узлов (11 км/час), оснащена профилографом (прибор для измерения неровностей поверхности), многолучевым эхолотом (устройство для определения структуры и рельефа дна, обнаружения подводных объектов) и механическими манипуляторами. Никакого вооружения на борту подлодки не было! По крайней мере, так говорят в Минобороны.
«Лошарик» стал частью Северного флота в августе 2003 года, хоть его разработку начали еще в 1990-х годах. В задачи подлодки входило исследование морского дна, но в 2015 году эксперты Пентагона заявили, что АС-12 — «диверсионный аппарат», способный в случае необходимости повлиять на интернет путем разрушения магистральных кабелей, а также нарушить работу другой подводной инфраструктуры.
В том же году эксперты НАТО назвали АС-12 «потенциально опасной», так как она, по их мнению, оснащена возможностью превращаться в «субмарину на колесах», то есть передвигаться по дну при помощи колес. В таком случае подлодка становится «невидимой» для магнитометрических и акустических систем обнаружения и может практически вплотную подобраться к интересующему ее объекту.
Примечательно, что аналог российской подлодки есть лишь у США, и тот уже устарел. Речь идет об аппарате NR-1, который, в отличие от АС-12, не может погрузиться на глубину более 1000 метров.
И все же вернемся к «Лошарику»… Давайте подумаем, что могла делать на дне Баренцева моря глубоководная станция, имеющая столь мощный потенциал? Некоторые связывают деятельность АС-12 с предстоящей изоляцией российского интернета — якобы лодка исследовала расположение магистральных кабелей.
Известно также, что в 2012 году «Лошарик» помог РФ подтвердить принадлежность хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа. Именно он сумел взять пробы морского грунта на глубине более 2 тысяч километров, что прежде не удавалось другим субмаринам.
Тогда носителем «Лошарика» выступала атомная подлодка БС-136 «Оренбург». Да, у АС-12 есть еще одна подводная лодка, которая ее ведет. Как правило, это аппарат с гораздо большим водоизмещением и полным вооружением. «Лошарика» прикрепляют к днищу «корабля-матки», таким образом позволяя ему оставаться в «звуковой тени» большего судна и работать абсолютно незаметно.
Пробы, которые удалось взять, наглядно продемонстрировали наличие в южных и северных частях хребта Менделеева базальтов и долеритов, образовавшихся около 470 лет назад. Аналогичная порода присутствует на Новосибирских островах, являющихся частью континентального шельфа.
Всего площадь подводных территорий, оценивающихся как продолжение континентального шельфа России, составляет около 1,2 миллиона квадратных километров. На них располагаются запасы углеводородов в размере пяти тонн условного топлива, а это — 12% мирового запаса нефти.
Эксперты предполагают, что еще одним носителем АС-12 могла выступать подлодка К-329 «Белгород» проекта 09852, у которой на 2019 год как раз были запланированы испытания ядерного реактора. Очень маловероятно, что инцидент, произошедший на «Лошарике», как-то связан с этими тестами, но исключать такую возможность нельзя.
Пока что среди версий случившейся аварии называют короткое замыкание и проблемы в работе одной из аккумуляторных батарей. Точная причина станет известна не ранее, чем через две недели — именно столько времени потребуется экспертам для проведения расследования ЧП.
Смотрите также: Самая большая подводная лодка в мире: когда размер имеет значение
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!