10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона

0

Анри Картье-Брессон — один из самых выдающихся фотографов, без которого трудно представить мир фотоискусства XX века. Еще при жизни он был признан гениальным фотографом. Его работы вызывают восхищение и по сей день.

Представляем вашему вниманию 10 основных уроков от мастера фотографии, которые актуальны и в наши дни.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №1 - BigPicture.ru

«Фокусируйтесь на геометрии, продумывайте центр и границы кадра»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №2 - BigPicture.ru
HyBres, Франция, 1932

Одна из особенностей фотографий Анри Картье-Брессона — удивительно точное строение кадра. Ему удавалось объединять самые разные и даже противоположные другу другу геометрические фигуры, линии и тени в единое гармоничное целое. «Композиция должна быть предметом наших постоянных забот, но во время съемки мы можем почувствовать ее только интуитивно», — не уставал повторять Анри.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №3 - BigPicture.ru
Франция, 1959

«Будьте терпеливы, работайте мягко»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №4 - BigPicture.ru
Улица Муфтар, Париж, 1952 (слева). Влюбленные, Париж, 1969 (справа)

«Фотограф должен работать мягко, незаметно, но иметь при этом острый глаз. Не надо толкаться, привлекать к себе внимание, не баламутьте воду там, где собираетесь ловить рыбу», — говорил Картье-Брессон. Современники отмечали, что он всегда был очень последовательным и спокойным. «Иногда бывает так, что проходящий мимо человек делает снимок законченным. Можно ждать какого-то момента, но так и не дождешься без этого человека в кадре».

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №5 - BigPicture.ru
Компания, Италия, 1960

«Фотографируйте детей»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №6 - BigPicture.ru
Дублин, 1952 (слева). Беркшир, 1962 (справа)

Признанный гений фотографии очень любил фотографировать детей, которые всегда выглядели на его снимках естественно и непринужденно. Анри часто гулял по городам и снимал детские портреты. Глядя на эти снимки, каждый человек будто переносится в собственное детство.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №7 - BigPicture.ru
Париж, 1969

«Оставайтесь незаметным, не будьте назойливы»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №8 - BigPicture.ru
Доктор Спок, 1962 (слева). Без названия, 1952 (справа)

Каждый раз во время съемок он старался оставаться незаметным, слиться с толпой и не афишировать себя как фотографа. Зачастую он даже заклеивал блестящие элементы своей камеры черной изолентой и накрывал ее платком. Сам он одевался скромно, фотографировал быстро, активно перемещаясь из точки в точку, поэтому просто не успевал привлечь к себе внимание зевак.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №9 - BigPicture.ru
Французский писатель Андре Пьейр де Мандьярг, Италия, 1933

«Воспринимайте мир как художник»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №10 - BigPicture.ru
Анри Картье-Брессон рисует автопортрет, Франция, 1992. Снимок его жены, Мартины Франк

Картье-Брессон умел отлично рисовать. Неслучайно в последние годы жизни он вновь вернулся к этому занятию. Поэтому в своих диалогах о фотографии он часто сравнивает кадр с картиной, проводя параллели с художественным творчеством. «Зритель рассматривает фотографию как законченную картину, картину с композицией, которая постоянно должна притягивать внимание», — говорил он.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №11 - BigPicture.ru
Вена, 1931

«Не кадрируйте фотографии»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №12 - BigPicture.ru
Портрет Альбера Камю, Париж, 1944

Мастер фотографии был убежден, что если композиция кадра смещена, то сам кадр нужно считать бракованным и негодным. Фотограф не признавал обрезку уже готовой фотографии, уверенный в том, что композиция может быть построена только один раз — при съемке: «Процесс фотографирования — это процесс мгновенного определения события и организации форм, которые и выражают это событие».

«Не стремитесь сделать как можно большее количество кадров»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №13 - BigPicture.ru
Трумен Капоте, 1947

«Не нужно слишком много фотографировать, не надо стрелять, изводя пленку. Это плохой признак. Это все равно что много есть или пить: человек теряет вкус, теряет форму. И тем не менее не стоит забывать, что, для того чтобы получить молоко, надо подоить корову, а чтобы получить масло, нужно очень много молока», — говорил Анри. Наверное, именно такие особенности творчества помогли ему достичь настоящих высот в фотографии.

«Фотография должна нести в себе ценность еще до обработки»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №14 - BigPicture.ru
Без названия (слева). Рабочий ЗИЛа в СССР, 1954 (справа)

«Как только кадр попал на пленку, мне уже неинтересно, что будет дальше. В конце концов, охотники не готовят пищу». Конечно, с появлением цифровой фотографии многое изменилось. Но подход Анри Картье-Брессона к фотографическому восприятию, которое, по мнению мастера, начинается и заканчивается со спуском затвора фотоаппарата, актуален и сегодня.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №15 - BigPicture.ru
Беркшир, 1962

«Путешествуйте, познавайте мир»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №16 - BigPicture.ru
Кашмир, Индия, 1948

Французский фотограф был страстным любителем путешествий. Он побывал во многих странах мира, фотографировал разные населенные пункты и их жителей. В ходе путешествий он знакомился с людьми, много общался, изучал местные традиции, стараясь проникнуться этой атмосферой. Он не жалел для этого времени: например, чтобы сделать цикл фотографий Индии, он провел в стране целый год.

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №17 - BigPicture.ru
Дети, играющие в ковбоев, Рим, 1951

«Используйте для съемки один объектив»

Фотография: 10 уроков съемки от гения Анри Картье-Брессона №18 - BigPicture.ru
Автопортрет

Сотрудничая с агентством Magnum Photos, Анри Картье-Брессон делал кадры с использованием самых разных объективов. Но для личного творчества он предпочитал работать с одним и тем же объективом — 50 мм фикс — и оставался верным своему выбору на протяжении десятилетий.

Смотрите также:
25 невероятно красивых портретов птиц,
Лайфхаки для удивительных 3D фотографий от Джорджи Пуча,
Любитель vs фотограф: как одно и то же место преображается в работах профессионала

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Детектив по-древнеримски, или Как император Тиберий раскрыл преступление

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

Style not size, или Как девушки разных размеров выглядят в одинаковой одежде

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

33 фотографии про «прекрасное советское прошлое»

Новые посты

5 женщин-программистов, которые разрушили стереотипы

5 женщин-программистов, которые разрушили стереотипы

Проститутки Японии XIX века

Проститутки Японии XIX века

Страдаете ли вы трипофобией?

Страдаете ли вы трипофобией?

Как использовали страх в войнах прошлого

Как использовали страх в войнах прошлого

Футбол, байки и рукопожатия: почему их строго запрещали советским пионерам

Футбол, байки и рукопожатия: почему их строго запрещали советским пионерам

«Дорогу крылатому Эросу!», или Как проходила сексуальная оттепель, рожденная революцией

«Дорогу крылатому Эросу!», или Как проходила сексуальная оттепель, рожденная революцией

Женщины, которые правили Парижем из постели: скандальный каталог с парижскими куртизанками XIX века

Женщины, которые правили Парижем из постели: скандальный каталог с парижскими куртизанками XIX века

Танцы томительного обнажения: 8 звезд стриптиза со всего мира

Танцы томительного обнажения: 8 звезд стриптиза со всего мира

Как праздновали 1 Мая в 1917-1933 годах

Как праздновали 1 Мая в 1917-1933 годах

Техника подвела: 30 пугающих фотографий катастроф современности

Техника подвела: 30 пугающих фотографий катастроф современности

Художник Адольф Гитлер — непризнанный гений или посредственность?

Художник Адольф Гитлер — непризнанный гений или посредственность?

Феномен хикикомори: почему современная молодежь становится отшельниками

Феномен хикикомори: почему современная молодежь становится отшельниками