25 кадров Анри Картье-Брессона о советской жизни в 1954 году
Анри Картье-Брессон был первым иностранным фотографом, которого допустили снимать в Советском Союзе после начала «оттепели» — но, разумеется, снимать только то, что было позволено. В июле–сентябре 1954-го он посетил несколько городов России, Грузии, Узбекистана. Итогом поездки стали публикации в журналах Paris Match и Life, а также фотоальбом «Москва».
Представляем вам некоторые работы из «советской» серии великого фотографа.

В январском номере Paris Match от 1955 года вышел фоторепортаж знаменитого Анри Картье-Брессона, фотографа агенства Magnum, привезенный из Советского Союза.
Но мнения читателей об этой обычной жизни разделились. Кто-то считал, что эти фотографии в самом деле передают действительность жизни в Союзе, кто-то обвинял Брессона в склонности к коммунизму, кто-то, напротив, был уверен, что его снимки подрывают саму идеологию советского строя. Кто-то указывал на тот факт, что фотографа везде сопровождал переводчик, который наверняка следил за Брессоном и интерпретировал для него местные особенности так, как-то было нужно правительству СССР.

Анри Картье-Брессон (Henri Cartier-Bresson, 1908-2004) за время своей карьеры фотожурналиста посетил десятки стран. Дважды был он в Советском Союзе, первый раз в 1954 году.

Результатом его поездки стала публикация в журнале Life в начале 1955 года и изданный в том же году фотоальбом «Москва». Это были одни из первых западных публикаций о Советском Союзе после Второй мировой войны.

В середине 1950-х годов, после выхода книги «Решающий момент», авторитет Картье-Брессона был огромен. «Сколько слов посвятили различные авторы в различных изданиях ему самому и его методам работы, — вспоминал Валерий Генде-Роте. — Но разве можно сравнить все это с рассказом самого «живого» Брессона (он останавливался у нас в 1958 году по дороге в Китай). Картье-Брессон показал нам свою книгу о Москве». И далее Валерий Альбертович пишет о впечатлении, которое на него произвели московские фотографии Брессона:

Еще более отчетливо выразил свое отношение к фотографиям из России сам фотограф: отбирая в начале XXI века снимки для своего официального портфолио, он не оставил ни одной (!) фотографии из России. Случайно ли это?
Но в то же время Картье-Брессон снимал в гораздо более горячих точках, чем Москва 1950-х и 1970-х годов, и тем не менее он мало чего боялся и отправлялся в опасные путешествия снова и снова. Может быть, мастер «не был счастлив в нашей стране», потому что чувствовал, что она не открылась ему, что он не поймал в ней того самого заветного «решающего момента»? К сожалению, мы этого никогда не узнаем.

Но остается бесспорным тот факт, что фотожурналист по-настоящему перевернул представления целого поколения российских фотографов о документальной фотографии и назначении фотожурналистики.




















Смотрите также:
Теплые и красочные снимки повседневной жизни Узбекистана в 1956 году,
Американец в России: СССР глазами профессора Томаса Хаммонда,
Трудовые будни: неизвестные цветные фото повседневной жизни в СССР 1950-х
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
Фантазии у Большого Барьерного рифа от мастера пляжного фото Пола Гиггла
Знаменитые актеры до того, как они стали лысыми
7 непреложных правил жизни в Южной Корее
40 уморительных примеров ужасного макияжа
Дженнифер Кулидж, легендарная "мама Стифлера" из "Американского пирога": в молодости и сей ...
Как еврейская девушка Калина стала крестной матерью уголовного мира СССР
Милые щенки бульдогов, которые растопят ваше сердце
25 настолько крутых иллюзий, которые удивят вас своей неожиданностью
20 невероятно крутых сов, которые никого не оставят равнодушным
22 случая, когда люди так сильно сглупили, что за них даже стыдно