Взгляд художника: Джером Либлинг (1924-2011)
На прошлой неделе в возрасте 87-ми лет в Нью-Йорке ушел из жизни фотограф, режиссер и преподаватель фотографии Джером Либлинг (Jerome Liebling). Вот как вспоминает о нем один из его учеников, Джеймс Эстрин: «На своих занятиях по искусству фотографии, которые я посещал в конце 70-х, Джером рассказывал обо всем на свете, но только не о самой фотографии. Речь могла пойти о греческой философии, европейской истории, психологии Юнга, живописи 16-го века и французском кино. И весь этот спектр тем Джером мог затронуть за одно занятие. Очень редко бывало, чтобы он заводил речь о каких-нибудь выдающихся фотографах. Но обязательно полчаса занятия он отводил на разгромную критику наших работ. Несмотря на то, что лекции были удивительно интересными, прямо таки захватывающими, я часто чувствовал разочарование. Джером наотрез отказывался учить нас технике фотографии. Он настаивал на том, что она не так уж и важна. Я просил его научить меня пользоваться широкоформатной камерой, а он мне ответил — «Научись сам».
Я хотел, чтобы он открыл мне секреты, благодаря которым можно стать великим фотографом. А он пытался научить меня думать. Он настаивал на том, что самое главное — это выразить ту самую мысль, которую хочешь, и не так уж важно в какой форме у тебя получится ее выразить. И я не ценил его, как преподавателя, до тех пор, пока не начал преподавать сам. Оказалось, что Джером к тому же передал мне свое умение учить. И теперь я сам пробую донести до своих студентов мысль о том, что искусство фотографии имеет мало общего с техникой съемки. Все дело в том, что именно хочет выразить фотограф. А фотоаппарат — это всего лишь инструмент, который будет бесполезен, если у человека нет идей.
Джером Либлинг попал в нью-йоркскую фотолигу, когда был еще совсем молод. И несмотря на то, что был до мозга костей интеллектуалом, он всегда питал неподдельный интерес к рабочему люду. Десятки, сотни снимков Либлинга запечатлели три десятилетия нью-йоркских работяг, каждый из которых был преисполнен какого-то особенного достоинства. Где бы не снимал Либлинг — на скотобойне или в морге, на улицах Нью-Йорка или Мадрида, всегда в его работах есть нечто большее, чем просто тот объект, который был перед объективом. Его снимки — о жизни, смерти, скрытом смысле человеческого существа.
5. Кактус. Аризона. 1963 год.
11. Женщина/Персики. Брайтон Бич. 1995 год.
А вы знали, что у нас есть Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!