Как
сфотографировать счастье
Лауреаты конкурса Best of Russia в номинации «Юбилей» – о тонкостях работы на торжествах
В наших предыдущих материалах, посвященных избранным работам с конкурса Best of Russia, речь не раз заходила о том, что фотограф не должен копировать чужие идеи. Подражать мастерам, перенимать какие-то приемы – да, но при этом постоянно нужно искать что-то свое. Новых героев, новые места, новые ракурсы… Для человека с творческим мышлением это не так сложно.

Но не всегда есть возможность отправить фантазию в свободный полет. Когда работаешь по контракту и снимаешь, например, свадьбу или юбилей, законы жанра крылья-то подрезают. Существует некоторая обязательная программа, и отступать от нее можно только по договоренности. Впрочем, умелый фотограф в любых условиях отыщет сильный кадр.


1
Василий Тихомиров
Москва
Василий из тех специалистов, которых приглашают на торжества самого высокого уровня. Недавно вот снимал свадьбу, где ведущими были Михаил Галустян и Алла Михеева, а на сцене выступали Агутин, Расторгуев и другие артисты из телевизора.
«В рамках репортажа сложно сделать оригинальный портретный кадр знаменитого человека. Их же на концертах уже тысячу раз снимали. Я мечтаю провести студийную фотосессию, тогда может получиться что-то дельное. Если бы мог выбрать кого угодно, пригласил бы актрису Екатерину Гусеву. У нее такой типаж! Был бы интересный опыт».
На недостаток интересного опыта Василию жаловаться не приходится. Фотография, оцененная жюри Best of Russia, была сделана в Индии, на юбилее, который отмечали четыре дня. Первый банкет состоялся в Дели, а на следующее утро вся компания села на «Экспресс Махараджей» (один из самых роскошных поездов в мире, каждое купе размером с полвагона) и пустилась в путешествие по стране.
Первое застолье было оформлено в этническом стиле. Виновницу торжества и всех приглашенных облачили в традиционные индийские наряды, было много экзотических шоу, и даже торт разрезали по-особенному. Имениннице дали настоящую саблю и поручили разрубить его одним движением. Это какая-то местная традиция. Вышло эффектно.
«В Индии было, конечно, очень круто, но вымотался сильно. Четыре дня подряд снимал с раннего утра до позднего вечера. На одну из активностей даже не поехал, хотя хотелось, – до того за день набегался. А ведь наделать кадров – это только полдела. Нужно же еще отобрать самые достойные и обработать. В итоге я отправил порядка двух-трех тысяч снимков. Можете прикинуть, сколько штук пришлось просмотреть.
Вообще, работа с материалом – это большой труд. Не все умеют объективно оценивать свои работы. Знаю ребят, которые фотографируют блестяще, но вечно мучаются с отбором. А это совсем другое дело, когда ты присылаешь не груду снимков, а всего несколько десятков, зато каждый – хоть на выставку».

2
Борис Долматовский
Москва
Борис Георгиевич уже в возрасте, но творческую активность не снижает. Когда появляется хороший повод, выбирается на фактурные праздники, акции, представления. Снимает не ради денег, а для себя. Иногда его просят запечатлеть какие-то события, происходящие на родном Московском заводе транспортного машиностроения.
Пару лет назад пригласили на трогательное мероприятие. Анатолий Егоренков, бывший генеральный директор предприятия, отмечал 85-летний юбилей. Он в течение четверти века руководил заводом, пройдя путь от простого слесаря. Сейчас на заслуженном отдыхе. И вот все нынешнее руководство собралось в конференц-зале, чтобы поздравить живую легенду с днем рождения.
«Анатолий Андреевич вошел в зал, и ему аплодировали, наверное, целую минуту. Провели небольшой концерт, подарили гору цветов, а потом юбиляр сел за стол посреди зала и долго со всеми общался. Я попробовал по-всякому его сфотографировать, но понял, что портреты не передают общую атмосферу. Тогда забрался на сцену и снял со спины. Лица не видно, но содержание идеально подходит к формату юбилея».
Так же сильно, как фотографию, Борис Георгиевич любит только шахматы. Он, собственно, входит в число самых известных в шахматном мире отечественных фотографов. За плечами сотни соревнований всех мастей, от городских турниров до матчей за мировую корону.
«Главное ­– не отвлекать шахматистов. Они играют в состоянии высочайшего умственного напряжения, и любой посторонний звук может нервировать и не давать сосредоточиться. Поэтому отхожу подальше и снимаю телевиком, чтобы не были слышны щелчки. Бывает, наведешь объектив на шахматиста, и он тут же начинает ерзать. Видно, чувствует дискомфорт, но понять, что именно ему мешает, не может.
Но это только на небольших турнирах можно фотографировать как тебе удобнее. На международных все строго. В 1993 году я ездил в Лондон на матч на первенство мира между Каспаровым и англичанином Шортом. В дебюте каждой партии фоторепортерам давали пять минут, а потом отправляли в зал, где снимать уже не разрешалось.
А гроссмейстеры, как назло, стали по очереди пользоваться старым психологическим трюком – запаздывать к началу. Когда один уже сидит за доской, настраивается, а противник только поднимается на сцену и ему хлопают, это сбивает первому настрой. Пока они в эти игры играли, у нас уже время заканчивалось. Понял, что так я хорошие кадры не привезу. Пришлось пойти на хитрость.
Перед очередной партией мы вместе с коллегой из «Советского спорта» пошли на балкон. Там стоял охранник и внимательно следил за публикой, которая внизу сидела. Я незаметно фотоаппарат собрал и стал ждать, пока шахматисты начнут. Наконец пошла игра, и я говорю: "Жень, давай кашляй". Тот стал старательно кашлять, и я быстро щелкнул. Охранник на нас подозрительно посмотрел.
Тогда цифровых камер не было, нельзя было сразу проверить, получился ли кадр. Минут через десять решились на вторую попытку. Тут уж охранник подошел и встал прямо за спиной. Смотали удочки и спустились в партер. Потом выяснилось, что один порядочный снимок я все-таки сделал».

3
Юрий Березнюк
Новороссийск

«Перед тем как взять клиента, я всегда предупреждаю, что стандартной свадебной фотосессии от меня ждать не стоит. Потому что у многих только один вопрос: куда мы поедем фотографировать. Я постановочные кадры не люблю, меня привлекают живые человеческие эмоции. А их на свадьбе, кстати, далеко не всегда много. У нас в России люди эмоционально зажатые. Многие, пока пару тостов не поднимут, совсем неэмоциональны. Потом, конечно, расходятся, но реакция на алкоголь – это уже не так интересно».
Юрий – фотокорреспондент в новороссийской газете, свадьбы снимает давно, но в последние годы все реже. Сейчас в основном соглашается на предложения побыть вторым фотографом. Тогда не придется делать «обязаловку» и можно по своему плану работать. Если кто-то попросит сфотографировать определенным образом, конечно, не откажет. Но вообще лауреат Best of Russia делает упор на свое видение.
Конкурсный кадр был сделан на свадьбе, которая очень приятное впечатление оставила. Это даже скорее не свадьба была, а вечеринка в честь появления новой семьи. Люди сразу с прекрасном в настроении пришли, завязалось общение, и хорошая фактура сама потекла в руки. Только успевай снимать.
«Вообще, лучше всего работается на мероприятиях друзей и знакомых. Сам чувствуешь расслабленность, и гости при виде камеры не напрягаются. Это самое важное в репортажной съемке – сделать так, чтобы люди на тебя не реагировали. Если все будут спину выпрямлять и какую-то позу принимать, фотографии получатся слишком искусственные. Поэтому надо стараться быть незаметным».

Понравилось? Расскажи друзьям!

Текст и верстка:
Дмитрий Мухин
Неглавный редактор.
Instagram: @teleboy11
Другие лонгриды БигПикчи:
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Не дадим тебе скучать...
...и голодать. Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.

ПОДПИШИСЬ НА нашу рассылку
Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.
© 2018 BigPicture.ru