Как русские с автосервисами боролись
История о том, как менялись наши привычки по отношению к своим автомобилям
Хватит просиживать штаны в автосервисе! Скидка 1000 рублей по промокоду БИГАЛЬФРЕД →
Close
У каждого третьего жителя России есть автомобиль. Если задуматься, такая статистика просто поражает: кажется, что сфера обслуживания автомобилистов должна ломиться от предложений, а цены в автосервисах не должны доводить до истерик среднестатистического городского жителя. Тем не менее истерики из-за цен случаются, время ожидания своей «ласточки» на каком-нибудь шиномонтаже только увеличивается, а стоимость ремонта иномарок все еще пытаются накрутить.

Но есть и хорошие новости. После того, как рынок наводнили онлайн-сервисы по заказу такси, уборке квартир и доставке еды, логично было бы, чтобы и для водителей появился «спасательный круг». Сервис Alfred предлагает автолюбителям вызвать профессионального водителя, чтобы он отвез вашу машину в сервис, проконтролировал работу мастера и вернул железного коня по тому адресу, который вы укажете.

Вместе с автоконсьержем Alfred окунулись в мир автосервисов от 70-х годов до наших благословенных времен и вспомнили, как на протяжении почти пятидесяти лет русский человек боролся с автосервисами.
СНАЧАЛА БЫЛИ «ЖИГУЛИ»
В сентябре 1970 года, ко дню рождения Ильича, Волжский автомобильный завод явил миру эпохальную малолитражку — первые «Жигули». Вообще, в начале 70-х наступил переломный момент для советского автомобилестроения — наконец-то измученные грузовиками конвейеры стали вывозить на себе обычные потребительские легковушки.
Дорожный трафик в 70-х
Первую крупную партию выпустили в 1971-м — тогда советским гражданам досталось всего 220 автомобилей, остальные отправили на экспорт.
Через комиссионки и очереди жители СССР получали первые легковушки в свои руки. В 1972 году в системе «Автотехобслуживание» было всего 694 станции. Они в первую очередь лечили автомобили государственных предприятий, а на частников обращали внимание по остаточному принципу. В результате приходилось либо ждать месяцами, либо самому становиться профессиональным ремонтником.
Через десять лет по всему Союзу открылись 1253 СТО, но с учетом возрастающих потребностей и одновременного старения автопарка даже эти 1253 со скромными запросами советских граждан не справлялись.
Проблемы с техобслуживанием были у отечественных автомобилей, что уж говорить про иномарки. У дипломатов и послов были собственные СТО при посольствах, а частники крутились как могли.
80-Е: ДОРОГАЯ, Я В ГАРАЖ
Машин стало больше, и жить стало веселее. Машины выпускались, но найти запчасти для них было еще большим подвигом, чем просто накопить на сам автомобиль.
Автомобильные магазины на Бакунинской улице, у метро «Студенческая» и на Симферопольском бульваре совсем не спасали. Новые поставки бывали обычно во второй половине дня, и за ними тут же выстраивалась очередь из тех, кто уже был в магазине. Слух о поставках быстро распространялся, и на следующее утро, еще до открытия магазина, у его дверей выстраивалась новая очередь автолюбителей. Утренняя очередь ссорилась с вечерней, но компромисс всегда находили.
Самый первый автомагазин в СССР, в Москве на Бакунинской улице (слева) и магазин «Автомобили» в Южном порту
Если запчастей не было в магазине, то их воровали с заводов-изготовителей, с ремонтных станций и со станций ТО. Легкое и необъемное подворовывали прямо с конвейера, запчасти помощнее снимали с автомобилей, которые владельцы пригоняли на станции техобслуживания.
Происходило примерно так: вы пригоняли «заболевший» автомобиль. Вас предупреждали: вытаскивайте из машины все, через недельку забирайте, будет готово.
Через недельку вы звонили — было не готово. Через две тоже. И через три. Везло, если пускали за собственным четырехколесным добром через месяц. Вы приходили за ласточкой и понимали, что что-то не так. Кузов старый. Да и колеса не ваши. И руль. Могло не быть аккумулятора, а колодки закручивали так, что тормозить ими можно было только один раз. Притом навсегда.
Вы могли спрашивать: «Где?» и «Какого?» — но вам говорили, что так и было. Тогда, кстати, становилось понятно, что забирать с собой из машины надо было буквально все, вплоть до аккумулятора. Никаких законов о правах потребителей не было, зато были мифические инструкции, которые никто никогда не видел.
Третьим местом, где водились запчасти, были промышленные свалки и свалки вторчермета.
«Ремонт», фотограф: Андрей Князев (слева)
Если владельцам «Жигулей» или «Волги» было куда податься, то тем, у кого под окнами стоял «Москвич» или «Запорожец», было тяжелее. Их единственным спасением был гараж. Там мужики спасали не только машины от поломок, но и головы от жен и детей. Гараж не просто был кирпичами, сложенными в стенку, а приравнивался ко второму дому советского автолюбителя.
Гараж считался священным местом, и туда запрещалось привозить все, кроме запчастей и инструментов. Поход туда был событием и отнимал мужчину у семьи на целый день. Во-первых, в машине всегда было что чинить, во-вторых, домашних можно было шантажировать: либо день в гараже, либо на дачу не поедем. Естественно, выигрывали гараж и грядки.

Каждый автомобиль чинили всем кооперативом. Собирался целый консилиум, и машину возвращали в строй своими руками и чужими дельными советами.
90-Е: НУЖНА ИНОМАРКА
Вместе с распадом СССР распалась и относительно стройная автомобильная промышленность, рухнул железный занавес, и почти все водители поголовно стали мечтать об иномарках.
Но денег и возможностей хватало не у всех, поэтому в иномарки пытались превратить старые добрые отечественные колымаги. Тогда в стране наконец-то появляется рынок допоборудования и автоаксессуаров. Автомобилисты со стажем обязательно на этом моменте вспомнят почти всемогущие «Лада Инжиниринг» и «Торгмаш». Пустым украшательством там не занимались, зато из «девяток» и «десяток» создавали почти гоночные болиды: ставили форсированные моторы, мощные тормоза и спортивную подвеску.
Владельцы иномарок делились на два вида: либо это были достаточно богатые люди, которые обзаводились новым автомобилем, либо достаточно проворные для того, чтобы заполучить подержанный автомобиль. Правда, последние попадали в демократическую Россию с очень большим пробегом. Ремонт таких авто приносил их владельцам ничуть не меньше страданий, чем починка отечественных машин.
При таком автомобильном разнообразии гаражи никуда не исчезли. Сплоченные компании заядлых автомобилистов продолжали ремонтировать машины, только теперь не по дружбе, а уже за деньги.
НЕЛИХИЕ НУЛЕВЫЕ
Нефть дорожала, жить становилось легче, и автомобильная промышленность поднималась с колен. В России происходило невероятное — появлялась сборка иностранных автомобилей, а крупные зарубежные концерны стали закупать акции наших автомобильных компаний.
«Иностранцы», хоть и отечественной сборки, стали полноправными хозяевами российских дорог. Вдобавок в начале 2000-х в Россию массово хлынули машины из Японии, напичканные непривычной для российских автосервисов электроникой.

Из-за этого мастерам «гаражных сервисов» приходилось стремительно переучиваться и осваивать новые навыки. В этот же момент, почуяв спрос рынка, стали появляться официальные дилерские центры — эдакие стеклянные дворцы с ремзонами на 20 машин. Внешним лоском, удобной зоной ожидания и красивой девушкой в белой блузке они заманивали покупателей в свои дилерские сети.
Купив машину у них, водитель должен был туда же возвращаться на ТО. От неофициальных автосервисов отпугивали страшным словом «гарантия». Как только владелец машины привозил ласточку не к официалам, дилер снимал с себя всю ответственность за починенную деталь и в случае поломки разводил руками: где масло последний раз меняли, туда и идите.
При этом услуга той же замены масла могла существенно различаться в цене: дилер менял его за 10 000 рублей, а в автосервисе в соседнем районе такое же можно было провернуть за 4000. Вдобавок водители теряли кучу времени — машину сначала отвозили на мойку, где, скорее всего, была очередь из таких же «пострадавших». После мойки автомобиль осматривали вместе с мастером и только потом отгоняли в ремзону.
Ремонт и тюнинг машин стали в несколько раз доступнее. Деньги на содержание железного коня стали тратиться легче и быстрее, оттого водителям совсем не хотелось тратить их впустую. Уже тогда автовладельцев разрывали несколько желаний: знать, что делают с машиной, не тратить баснословные суммы на ремонт и беречь собственное время.
А СЕГОДНЯ ЧТО?
Сегодня на одной ступеньке с дилерскими центрами из стекла и пафоса стоят неофициальные автосервисы, которые специализируются на одной или двух автомобильных марках. Да и гаражи, где рукастые мужики способны собрать «Митсубиси» из лего, живы по сей день. При этом вся сфера услуг — еда, уборка, всяческие массажи и маникюры — давно перекочевала в интернет. И только водительская боль ремонта машин оставалась нерешенной. Мы заказывали еду в ресторанах, а уборку в клининговом сервисе одним нажатием кнопки, но до определенного момента продолжали ездить в автосервис и целые дни тратить на ремонт, техобслуживание и шиномонтаж.
Примерно год назад появился онлайн-сервис Alfred. С его помощью владелец автомобиля может вызвать профессионального водителя, который отвезет его машину в автосервис и проконтролирует, чтобы мастера сделали все необходимые работы: заменили масло или устаревшие запчасти, поменяли резину, провели диагностику и пресловутое ТО.
Первое время «братство колеса» относилось к автоконсьержу с опаской — отдать любимую ласточку незнакомому мужчине было психологически тяжело. Но — как и со всем новым и удобным — стоило только один раз попробовать. Водители переставали с недоверием относиться к автоконсьержу, как только понимали, что можно больше не торчать в автосервисе, а заниматься своими делами: работать, пока на машине меняют резину; уехать с семьей в аквапарк на такси, пока авто проходит плановую диагностику. Да банально играть в PlayStation, пока тебе ставят новую аудиосистему или сигнализацию.
И самое главное, что машину потом подгоняют туда, куда вам нужно, — ко входу в аквапарк, к дверям офиса или к крыльцу дома.
Когда водитель автоконсьержа приезжает за машиной, с собой он привозит вам на подпись доверенность и страховку на 5 000 000 рублей. А перед тем, как отправиться в ремонт, осматривает машину вместе с вами и записывает весь процесс осмотра на видео. Большинство водителей Alfred — бывшие персональные водители. Это люди минимум с 8-летним стажем вождения, у которых предварительно проверяют кредитную историю, участие в ДТП и отсутствие судимости. Это опытные люди, которые не соблазнятся погонять по МКАДу, когда у них под капотом 500 лошадиных сил.
В автосервисе сотрудник Alfred сам общается с мастерами, заходит вместе с ними в ремонтную зону и следит, чтобы с вашим автомобилем все было хорошо. Если возникают непредвиденные работы или требуется заменить какие-то детали, водитель связывается с вами и сообщает об этом, при этом обязательно фотографирует неполадку или снимает на видео. Вам остается только кивнуть головой, соглашаясь на ремонт, или просто отказаться. При этом новые запчасти сервис закажет для вас самостоятельно и проконтролирует, чтобы все было установлено по адекватной цене. Никто вам не накрутит цены за красивые глаза или премиальную марку автомобиля.
Тем более Alfred работает только с проверенными автосервисами, которые отбираются по десяткам параметров. Хотя, если вы попросите водителя отогнать ваше авто в определенный сервис, никто, конечно, с вами спорить не будет.
Вызов Alfred стоит 2000 рублей, но эти деньги легко окупаются. Если пересчитывать их на время, проведенное с любимыми, то выходит, что услуга стоит своих денег.
Ведь провести время с семьей, друзьями или занимаясь любимым делом — бесценно. А для автосервисов существует Alfred.

Понравилось? Расскажи друзьям!

Другие лонгриды БигПикчи:
ПОДПИШИСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ
Не дадим тебе скучать...
...и голодать. Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.

ПОДПИШИСЬ НА нашу рассылку
Всем подписчикам — пицца в подарок и другие бонусы от Додо Пицца.
© 2018 BigPicture.ru