Легенда кинематографа, которой не говорят «нет»: Анук Эме — муза выдающихся режиссеров

0

Более 60 лет своей жизни Анук Эме посвятила кинематографу. Актриса получила «Золотой глобус» за роль в фильме «Мужчина и женщина» и Каннскую пальмовую ветвь за фильм «Прыжок в пустоту», а также была номинирована на премии «Оскар», «Бафта» и «Сезар». Анук Эме была музой многих известных режиссеров, включая Федерико Феллини, Клода Лелуша и Жака Деми.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Всегда лучше сниматься в небольшом количестве фильмов хороших режиссеров, чем в многочисленных картинах у посредственных режиссеров.
Анук Эме

Франсуаза Сорья Дрейфус — под таким именем 27 апреля 1932 года в Париже родилась Анук Эме. Ее родители были актерами, но слава так и настигла их. Женевьева Сорья, мать будущей актрисы, выступала на сцене, а отец, Генри Дрейфус, снялся в нескольких фильмах под псевдонимом Мюррей.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме в фильме «Дом у моря»

Несмотря на происхождение в творческой семье в детстве Франсуаза планировала для себя другую карьеру. Маленькая и пластичная девочка хотела стать балериной, и все время посвящала этому занятию. Но в 13 лет она резко выросла и многие из ее учителей сказали, что с такой фигурой ей вряд ли светит ярка карьера в балете.

Зато для кинематографа ее внешность оказалась идеальной. И в этом же году режиссер Анри Калеф, который был другом ее отца, предложил Франсуазе сняться в его фильме «Дом у моря». Так впервые она примерила на себя имя Анук, которое и было указано в титрах.

Имя Анук, весьма редкое для Франции, происходит от персидского корня «аника», что в переводе означает «изящная, вызывающая восхищение». Дело в том, что в детстве среди друзей актрисы были арабы и один из мальчиков называл ее Анук. Возможно, этот влюбленный парень придумал и вторую часть псевдонима — Эме, что в переводе с французского означает «любимая». И когда Андре Кайат предложил 16-летней актрисе роль Джульетты в фильме «Веронские любовники», то она представилась ему уже как Анук Эме.

Уже в раннем возрасте Анук Эме начала приобретать славу. Ее секрет был в том, что актриса всегда старалась работать только с талантливыми и признанными режиссерами. У нее было какое-то сильное внутреннее чутье на роли и фильмы, она знала, что принятые ею предложения никогда не повредят ее карьере.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме в роли Джульетты в фильме «Веронские любовники»

К сожалению, такую проницательность Анук проявляла только в профессиональной сфере. В личной жизни она была чересчур неразборчива. В 17 лет актриса вышла замуж за того самого друга детства, который и наградил ее звучным псевдонимом. Но, осознав поспешность своего решения, через год Анук Эме поддала на развод.

И в том же 1950 она вновь вступила в брак с греческим продюсером Никосом Папатакисом, который был на 15 лет старше ее. Этот брак также был не долгосрочным. По слухам, их семейная жизнь не заладилась из-за бисексуальности супруга. Брак не спасла и родившаяся в 1953 году дочь Мануэла. Почти сразу после этого события Анук и Никос развелись.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме с дочерью Мануэлой

Эти сильные личные потрясения молодой актрисе помогла пережить работа, в которую она ушла с головой. В 1958 году она сыграла роль Жанны Эбютер в картине режиссера Жака Беккера «Монпарнас 19», где ее заметил Федерико Феллини. Увидев ее, режиссер предложил актрисе роль в своем новом фильме «Сладкая жизнь», а позже и в легендарной ленте «8 ½».

После их сотрудничества, Феллини наградил Анук Эме титулом «лучшей актрисы всех времен и народов». И хотя они высоко ценили талант друг друга, это не мешало им постоянно ссориться. Лишь Марчелло Мастроянни, который тогда был партнером Анук по съемкам, мог как-то умерить эти два темперамента.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме в фильме «8 ½»
«Это было самое счастливое время в моей жизни. Удивительно, но я до сих пор скучаю и по Федерико, и по Марчелло», — так спустя 40 лет вспоминала Анук Эме своих уже почивших коллег на 53-м Международном кинофестивале в Берлине.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме и Марчелло Мастроянни в фильме «Сладкая жизнь»

Но с Мастроянни их связало нечто большее, чем дружба. Актер несколько раз делал Анук Эме предложение:

«Целых тридцать пять лет со дня нашего первого знакомства я обещал ей подарить неземное блаженство, но она так и не согласилась…»

Дважды Анук Эме снималась и у другого знаменитого режиссера — Жака Деми. Она сыграла роли танцовщицы кабаре и матери-одиночки в фильме «Лола» и покинутой фотомодели в фильме «Ателье моделей».

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Марчелло Мастроянни, Анук Эме и Федерико Феллини

Но режиссером, который сделал Анук Эме настоящей звездой на все времена, был Клод Лелуш. В 1966 году он пригласил ее сняться в мелодраме «Мужчина и женщина». Тогда имя Лелуша было еще никому не известно, а в голове у него лишь рождались зарисовки сюжета и мелодии к фильму, но, даже несмотря на это, он знал:

«Это фильм всей моей жизни». У него не было ни денег, ни творческой поддержки, но в своем фильме он с самого начала хотел видеть двух звезд французского кинематографа: Жана-Луи Трентиньяна и Анук Эме — только их и никого другого.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме в фильме «Лола»

Сценарий Анук Эме очень понравился, и она сразу же согласилась сниматься, но, правда, режиссеру пришлось потратиться на достаточно дорогого парикмахера и гримера, на которых настаивала актриса.

«Я согласился потому, что ей не говорят „нет“», — говорил Лелуш.

Но это было не единственной причиной. Как и многие Клод Лелуш не устоял перед обаянием актрисы и был тайно в нее влюблен. Режиссер планировал признаться ей в своих чувствах, но опоздал всего на день. Они снимали в отеле «Норманди». И режиссер решил подряд снять две постельные сцены: сначала с любовником, которого играл Жан-Луи Трентиньян, а потом с мужем в исполнении Пьера Баруха. В своей книге «Баловень судьбы» Клод Лелуш писал:

«То, что происходит в этой постели, сценарием не предусмотрено. Естественно, это уже не кино. Анук и Пьер полюбили друг друга… Ох уж этот Барух! Он легко крадет сердце той, в кого и я тайно влюблен. Пора признаться, я не мог сопротивляться очарованию Анук. Какой мужчина устоит перед ней? Но из робости и желания показаться джентльменом я пропустил два дня, прежде чем признаться ей в своих чувствах…»

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме в фильме «Мужчина и женщина»

Хотя спустя годы Лелуш перестал жалеть о своей медлительности, ведь уже в 1970-м Анук Эме ушла от Пьера Баруха к английскому актеру Альберту Финни. Возможно, именно эта история и натолкнула Лелуша на одно из его красивейших высказываний:

«Самые прекрасные истории любви те, прожить которые нам не хватило времени».

Какие бы романы не скрывались за съемками, фильм «Мужчина и женщина» стал центральным в фильмографии Анук Эме и принес ей международное признание. За свою роль в 1967 году актриса получила «Золотую пальмовую ветвь», «Золотой глобус», «BAFTA», а также номинацию на «Оскар». После такого успеха Анук Эме пригласили в Голливуд, и в 1969 году она снялась там сразу в трех фильмах: «Свидание» Сидни Люмета, «Жюстина» Джорджа Кьюкора и «Лавка моделей» Жака Деми.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме в фильме «Мужчина и женщина»

Но на вершине славы актриса решила сделать перерыв и покинула кинематограф на 7 лет. Она посвятила себя дому и 16-летней дочери. К сожалению, даже такое решение не помогло ей наладить личную жизнь. Их брак с Финни распался в 1977 году. Некоторые считают, что виной этому послужил роман Анук с французским режиссером Эли Шураки, который вместе с Лелушем пригласил ее сниматься в фильме «Если начать сначала». С Шураки они прожили несколько лет в гражданском браке, но вскоре тоже разошлись.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме и Омар Шариф в фильме «Свидание»

В 80-х актерская карьера Анук Эме пошла на спад. Клод Лелуш попытался воскресить свой шедевр, сняв «Мужчина и женщина 20 лет спустя», с участием тех же актеров, но фильм оказался провальным.

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме и Катрин Денев в фильме «Если начать сначала»

Несмотря на этот провал, Анук Эме сотрудничала с Лелушем на протяжении всей жизни. Последней их совместной работой стал фильм «Женщина и мужчины», вышедший в 2010 году. Эта картина на сегодняшний день является последней в фильмографии Анук Эме. Всего актриса снялась в 80 фильмах. Анук Эме вспоминала:

«Лелуш ошибся. Он решил, что зрителя интересует, что стало с героями через двадцать лет. Да не интересует их это, многие режиссеры попадались на этот миф и делали сиквелы. Вы знаете хоть один сиквел, который был бы лучше самого фильма?».

Фотография: Легенда кинематографа, которой не говорят

Анук Эме на Каннском кинофестивале 2007 года

Несмотря ни на что, Анук Эме для своих поклонников всегда остается 30-летней красавицей из фильма Лелуша «Мужчина и женщина» — великолепной, пленительной и загадочной. Оглядываясь сегодня на свою карьеру, Анук Эме может сказать лишь одно:

«Мне очень повезло».

Смотрите также — Икона стиля 60‑х Эди Седжвик: что погубило эпатажную музу Энди Уорхола

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Новые посты

Нам тоже отсыпьте! 14 косплеев, из которых брызжет оригинальность

Нам тоже отсыпьте! 14 косплеев, из которых брызжет оригинальность

25 редких архивных фото со знаменитостями, какими мы их не видели

25 редких архивных фото со знаменитостями, какими мы их не видели

Стриптиз — от древних времен до бурлеска наших дней

Стриптиз — от древних времен до бурлеска наших дней

Как выйти замуж: 129 советов из 1950-х, которыми женщины пользуются до сих пор

Как выйти замуж: 129 советов из 1950-х, которыми женщины пользуются до сих пор

Как тело нас выдает? О чем могут рассказать глаза, рот, руки и шея

Как тело нас выдает? О чем могут рассказать глаза, рот, руки и шея

Борн отдыхает: величайшие двойные агенты в истории человечества

Борн отдыхает: величайшие двойные агенты в истории человечества

Трансформация старого «Боинга» в уютный дом над озером

Трансформация старого «Боинга» в уютный дом над озером

7 самых мимимишных видов лисиц

7 самых мимимишных видов лисиц

Когда реальность гораздо страшнее фильма: история американки, выжившей в дрейфе по океану

Когда реальность гораздо страшнее фильма: история американки, выжившей в дрейфе по океану

Почему китайцев так много и несет ли прирост их населения угрозу планете?

Почему китайцев так много и несет ли прирост их населения угрозу планете?

Что скрывают льды: 12 страшных находок, обнаруженных в ледниках

Что скрывают льды: 12 страшных находок, обнаруженных в ледниках

Не везет, так не везет: 30 бытовых катастроф, когда все вокруг вдребезги

Не везет, так не везет: 30 бытовых катастроф, когда все вокруг вдребезги