Топ-100

Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста

0

Море и Айва­зов­ский вот уже пол­то­ра века — сино­ни­мы. Гово­рим «Айва­зов­ский» — пред­став­ля­ем море, а уви­дев мор­ской закат или шторм, парус­ник или пеня­щий­ся при­бой, штиль или мор­ской бриз, про­из­но­сим: «Чистый Айвазовский!»

Не узнать Айва­зов­ско­го труд­но. Но сего­дня пока­жем вам Айва­зов­ско­го ред­ко­го и мало­из­вест­но­го. Айва­зов­ско­го неожи­дан­но­го и непри­выч­но­го. Айва­зов­ско­го, кото­ро­го вы, воз­мож­но, даже не сра­зу узна­е­те. Коро­че, Айва­зов­ско­го без моря.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №1 - BigPicture.ru

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №2 - BigPicture.ru

Зим­ний пей­заж. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1880‑е

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №3 - BigPicture.ruЭто гра­фи­че­ские авто­порт­ре­ты Айва­зов­ско­го. Пожа­луй, тут он неузна­ва­ем. И боль­ше похож не на соб­ствен­ные живо­пис­ные изоб­ра­же­ния (смот­ри­те ниже), а на доб­ро­го сво­е­го при­я­те­ля, вме­сте с кото­рым в моло­до­сти коле­сил по Ита­лии, — Нико­лая Васи­лье­ви­ча Гого­ля. Авто­порт­рет сле­ва — ни дать ни взять Гоголь, сочи­ня­ю­щий «Мерт­вые души» за зава­лен­ным чер­но­ви­ка­ми столом.

Еще занят­нее — авто­порт­рет спра­ва. Поче­му не с палит­рой и кистя­ми, а со скрип­кой? Пото­му что скрип­ка мно­го лет была Айва­зов­ско­му вер­ной подру­гой. Никто не пом­нил, кто пода­рил ее 10-лет­не­му Ован­не­су, маль­чи­ку из мно­го­дет­ной и бед­ной семьи армян­ских пере­се­лен­цев в Фео­до­сии. Разу­ме­ет­ся, нанять учи­те­ля роди­те­лям было не по кар­ма­ну. Но это и не пона­до­би­лось. Ован­не­са выучи­ли играть стран­ству­ю­щие музы­кан­ты на фео­до­сий­ском база­ре. Слух у него ока­зал­ся вели­ко­леп­ный. Айва­зов­ский мог подо­брать по слу­ху любой напев, любую мелодию.

Скрип­ку начи­на­ю­щий худож­ник при­вез с собой в Петер­бург, играл «для души». Неред­ко в гостях, когда Ован­нес завел полез­ные зна­ком­ства и начал бывать в све­те, его про­си­ли сыг­рать на скрип­ке. Обла­дая покла­ди­стым харак­те­ром, Айва­зов­ский нико­гда не отка­зы­вал­ся. В био­гра­фии ком­по­зи­то­ра Миха­и­ла Глин­ки, напи­сан­ной Все­во­ло­дом Успен­ским, есть такой фраг­мент: «Одна­жды у Куколь­ни­ка Глин­ка встре­тил­ся с уче­ни­ком Ака­де­мии худо­жеств Айва­зов­ским. Он мастер­ски пел дикую крым­скую пес­ню, сидя по-татар­ски на полу, рас­ка­чи­ва­ясь и при­дер­жи­вая у под­бо­род­ка скрип­ку. Татар­ские напе­вы Айва­зов­ско­го очень понра­ви­лись Глин­ке, его вооб­ра­же­ние с юно­сти при­вле­кал восток… Два напе­ва вошли со вре­ме­нем в лез­гин­ку, а тре­тий — в сце­ну Рат­ми­ра в тре­тьем акте опе­ры «Рус­лан и Людмила»».

Скрип­ку Айва­зов­ский будет брать с собой всю­ду. На кораб­лях Бал­тий­ской эскад­ры его игра раз­вле­ка­ла мат­ро­сов, скрип­ка пела им о теп­лых морях и луч­шей жиз­ни. В Петер­бур­ге, впер­вые уви­дев свою буду­щую жену Юлию Гревс на свет­ском при­е­ме (она была все­го лишь гувер­нант­кой хозяй­ских малы­шей), Айва­зов­ский не решил­ся пред­ста­вить­ся — вме­сто это­го он сно­ва возь­мет в руки скрип­ку и затя­нет сере­на­ду на итальянском.

Инте­рес­ный вопрос: поче­му на рисун­ке Айва­зов­ский не упи­ра­ет скрип­ку в под­бо­ро­док, а дер­жит ее напо­до­бие вио­лон­че­ли? Био­граф Юлия Андре­ева объ­яс­ня­ет эту осо­бен­ность так: «По мно­го­чис­лен­ным сви­де­тель­ствам совре­мен­ни­ков, скрип­ку он дер­жал на восточ­ный манер, упе­рев ее в левое коле­но. Таким обра­зом он мог одно­вре­мен­но играть и петь».

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №4 - BigPicture.ru

Авто­порт­рет Ива­на Айва­зов­ско­го, 1874 год

А этот авто­порт­рет Айва­зов­ско­го про­сто для срав­не­ния: в отли­чие от не столь широ­ко извест­ных преды­ду­щих, чита­те­лю он навер­ня­ка зна­ком. Но если на пер­вых Айва­зов­ский напом­нил Гого­ля, то на этом, с холе­ны­ми бакен­бар­да­ми — Пуш­ки­на. Кста­ти, имен­но тако­го мне­ния была и Ната­лья Нико­ла­ев­на, жена поэта. Когда чете Пуш­ки­ных на выстав­ке в Ака­де­мии худо­жеств пред­ста­ви­ли Айва­зов­ско­го, Ната­лья Нико­ла­ев­на любез­но заме­ти­ла, что худож­ник сво­им обли­ком очень напо­ми­на­ет ей порт­ре­ты моло­до­го Алек­сандра Сергеевича.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №5 - BigPicture.ru

Петер­бург. Пере­пра­ва через Неву. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1870‑е

При пер­вой (а если отбро­сить леген­ды — то и един­ствен­ной) встре­че Пуш­кин задал Айва­зов­ско­му два вопро­са. Пер­вый — при зна­ком­стве более чем пред­ска­зу­е­мый: отку­да худож­ник родом? А вот вто­рой — неожи­дан­ный и даже несколь­ко фами­льяр­ный. Пуш­кин спро­сил Айва­зов­ско­го, не мерз­нет ли он, южный чело­век, в Петер­бур­ге? Знал бы Пуш­кин, насколь­ко ока­зал­ся прав. Все зимы в Ака­де­мии худо­жеств юный Ован­нес и вправ­ду ката­стро­фи­че­ски мерз. 

По хол­лам и клас­сам гуля­ют сквоз­ня­ки, пре­по­да­ва­те­ли кута­ют в пухо­вые плат­ки спи­ны. У 16-лет­не­го Ован­не­са Айва­зов­ско­го, при­ня­то­го в класс про­фес­со­ра Мак­си­ма Воро­бье­ва, от холо­да неме­ют рез­вые паль­цы. Он зяб­нет, кута­ет­ся в совсем не гре­ю­щую, испач­кан­ную крас­кой курт­ку, все вре­мя кашляет. 

Осо­бен­но труд­но по ночам. Тра­чен­ное молью оде­я­ло не поз­во­ля­ет согреть­ся. Все чле­ны ско­вы­ва­ет озноб, зуб не попа­да­ет на зуб, отче­го-то осо­бен­но мерз­нут уши. Когда холод не дает уснуть, сту­дент Айва­зов­ский вспо­ми­на­ет Фео­до­сию и теп­лое море. 

Штаб-лекарь Овер­лах стро­чит пре­зи­ден­ту Ака­де­мии Оле­ни­ну рапор­ты о неудо­вле­тво­ри­тель­ном здо­ро­вье Ован­не­са: «Ака­де­мист Айва­зов­ский, был пере­ве­ден несколь­ко лет пред сим в Санкт-Петер­бург из южно­го края Рос­сии и имен­но из Кры­ма, с само­го пре­бы­ва­ния его здесь все­гда чув­ство­вал себя нездо­ро­вым и мно­го­крат­но уже поль­зу­ем был мною в ака­де­ми­че­ском лаза­ре­те, стра­дая, как преж­де сего, так и ныне, груд­ною болью, сухим кашлем, одыш­кою при вос­хож­де­нии по лест­ни­цам и силь­ным бие­ни­ем сердца».

Не пото­му ли и «Пере­пра­ва через Неву», ред­кий для твор­че­ства Айва­зов­ско­го петер­бург­ский пей­заж, выгля­дит так, что зубы сво­дит от вооб­ра­жа­е­мо­го холо­да? Он напи­сан в 1877‑м, Ака­де­мия дав­ным-дав­но поза­ди, а ощу­ще­ние про­ни­зы­ва­ю­щей сту­жи Север­ной Паль­ми­ры — оста­лось. Взды­би­лись гигант­ские льди­ны на Неве. Сквозь холод­ные мгли­стые крас­ки пур­пур­но­го неба про­сту­па­ет Адми­рал­тей­ская игла. Холод­но кро­шеч­ным людям в повоз­ке. Зяб­ко, тре­вож­но — но и весе­ло. И кажет­ся, так мно­го ново­го, неиз­вест­но­го, инте­рес­но­го — там, впе­ре­ди, за пеле­ной заин­де­вев­ше­го воздуха.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №6 - BigPicture.ru

Пре­да­тель­ство Иуды. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1834

Госу­дар­ствен­ный Рус­ский музей в Санкт-Петер­бур­ге береж­но хра­нит эскиз Айва­зов­ско­го «Пре­да­тель­ство Иуды». Он выпол­нен на серой бума­ге бели­ла­ми и ита­льян­ским каран­да­шом. В 1834‑м Айва­зов­ский гото­вил кар­ти­ну на биб­лей­скую тему по зада­нию Ака­де­мии. Ован­нес был по нату­ре доволь­но скры­тен, любил рабо­тать в оди­но­че­стве и совер­шен­но не пости­гал, как это его кумир Карл Брюл­лов в состо­я­нии писать при любом скоп­ле­нии народа. 

Айва­зов­ский, напро­тив, для рабо­ты пред­по­чи­тал уеди­не­ние, поэто­му когда предъ­явил това­ри­щам по ака­де­мии «Пре­да­тель­ство Иуды», оно ока­за­лось для них пол­ной неожи­дан­но­стью. Мно­гие про­сто не мог­ли пове­рить, что 17-лет­ний про­вин­ци­ал все­го лишь на вто­ром году обу­че­ния спо­со­бен на такое.

И тогда его недоб­ро­же­ла­те­ли при­ду­ма­ли объ­яс­не­ние. Ведь про­па­да­ет же Айва­зов­ский все вре­мя у кол­лек­ци­о­не­ра и меце­на­та Алек­сея Рома­но­ви­ча Томи­ло­ва? А у того в собра­нии и Брюл­лов есть, и Пус­сен, и Рем­брандт, и мало ли еще кто. Навер­ня­ка хит­ро­муд­рый Ован­нес про­сто ско­пи­ро­вал там кар­ти­ну како­го-нибудь мало­из­вест­но­го в Рос­сии евро­пей­ско­го масте­ра и выдал за свою. 

К сча­стью для Айва­зов­ско­го, пре­зи­дент Ака­де­мии худо­жеств Алек­сей Нико­ла­е­вич Оле­нин ока­зал­ся о «Пре­да­тель­стве Иуды» дру­го­го мне­ния. Оле­ни­на настоль­ко впе­чат­ли­ло мастер­ство Ован­не­са, что он удо­сто­ил его высо­кой мило­сти — при­гла­сил пого­стить у него в усадь­бе При­юти­но, где быва­ли Пуш­кин и Кры­лов, Боро­ви­ков­ский и Вене­ци­а­нов, Кипрен­ский и бра­тья Брюл­ло­вы. Честь для начи­на­ю­ще­го ака­де­ми­ста неслыханная.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №7 - BigPicture.ru

Восточ­ная сце­на. Кофей­ня у мече­ти Орта­кей в Кон­стан­ти­но­по­ле. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1846

К 1845 году 27-лет­не­му Айва­зов­ско­му, чьи мор­ские пей­за­жи уже гре­мят по всей Евро­пе от Амстер­да­ма до Рима, отда­ют дань ува­же­ния и в Рос­сии. Он полу­ча­ет «Анну на шею» (орден свя­той Анны 3‑й сте­пе­ни), зва­ние ака­де­ми­ка, 1500 деся­тин зем­ли в Кры­му в 99-лет­нее поль­зо­ва­ние и глав­ное — офи­ци­аль­ный воен­но-мор­ской мун­дир. Мор­ское мини­стер­ство за заслу­ги перед Оте­че­ством назна­ча­ет Айва­зов­ско­го пер­вым живо­пис­цем Глав­но­го Мор­ско­го шта­ба. Теперь Айва­зов­ско­го обя­за­ны про­пус­кать во все рус­ские пор­ты и на все кораб­ли, куда бы толь­ко он ни поже­лал попасть. А вес­ной 1845 года по насто­я­нию вели­ко­го кня­зя Кон­стан­ти­на Нико­ла­е­ви­ча худож­ни­ка вклю­чи­ли в состав мор­ской экс­пе­ди­ции адми­ра­ла Лит­ке в Тур­цию и Малую Азию. 

К тому момен­ту Айва­зов­ский уже иско­ле­сил всю Евро­пу (в его загра­нич­ном пас­пор­те боль­ше 135 виз, и тамо­жен­ни­ки уста­ли докле­и­вать туда новые стра­ни­цы), но на зем­лях осма­нов еще не бывал. Впер­вые он видит Хиос и Пат­мос, Самос и Родос, Синоп и Смир­ну, Ана­то­лию и Левант. А боль­ше все­го его впе­чат­лил Кон­стан­ти­но­поль: «Вояж мой, — писал Айва­зов­ский, — с его импе­ра­тор­ским высо­че­ством Кон­стан­ти­ном Нико­ла­е­ви­чем был чрез­вы­чай­но при­ят­ный и инте­рес­ный, вез­де я успел набро­сать этю­ды для кар­тин, осо­бен­но в Кон­стан­ти­но­по­ле, от кото­ро­го я в вос­хи­ще­нии. Веро­ят­но, нет ниче­го в мире вели­че­ствен­нее это­го горо­да, там забы­ва­ет­ся и Неа­поль, и Венеция».

«Кофей­ня у мече­ти Орта­кей» — один из кон­стан­ти­но­поль­ских видов, напи­сан­ных Айва­зов­ским после этой пер­вой поезд­ки. Вооб­ще, отно­ше­ния Айва­зов­ско­го с Тур­ци­ей — дол­гая и непро­стая исто­рия. Он будет посе­щать Тур­цию еще не раз. Худож­ни­ка очень цени­ли турец­кие пра­ви­те­ли: в 1856‑м сул­тан Абдул-Меджид I отме­тил его орде­ном «Нит­шан Али» 4‑й сте­пе­ни, в 1881‑м сул­тан Абдул-Хамид II — алмаз­ной меда­лью. Но меж­ду эти­ми награ­да­ми была и рус­ско-турец­кая вой­на 1877 года, во вре­мя кото­рой сна­ря­дом был частич­но раз­ру­шен дом Айва­зов­ско­го в Фео­до­сии. Одна­ко зна­ме­на­тель­но, что мир­ный дого­вор меж­ду Тур­ци­ей и Рос­си­ей под­пи­сы­вал­ся в зале, укра­шен­ном кар­ти­на­ми Айва­зов­ско­го. Бывая в Тур­ции, Айва­зов­ский осо­бен­но теп­ло общал­ся с живу­щи­ми в Тур­ции армя­на­ми, те ува­жи­тель­но зва­ли его Айваз-эфен­ди. А когда в 1890‑е годы турец­кий сул­тан учи­нит чудо­вищ­ную рез­ню, в кото­рой погиб­нут тыся­чи армян, Айва­зов­ский демон­стра­тив­но швыр­нет осман­ские награ­ды в море, ска­зав, что то же самое сове­ту­ет сде­лать сул­та­ну с его картинами.

«Кофей­ня у мече­ти Орта­кей» Айва­зов­ско­го — иде­аль­ный образ Тур­ции. Иде­аль­ный — пото­му что мир­ный. Рас­слаб­лен­но вос­се­дая на рас­ши­тых подуш­ках и погру­зив­шись в созер­ца­ние, тур­ки пьют кофе, вды­ха­ют кальян­ный дым, вни­ма­ют нена­вяз­чи­вым мело­ди­ям. Стру­ит­ся рас­плав­лен­ный воз­дух. Вре­мя про­те­ка­ет меж паль­цев, как песок. Никто нику­да не спе­шит — неза­чем спе­шить: все нуж­ное для пол­но­ты бытия уже сосре­до­то­че­но в насто­я­щем моменте.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №8 - BigPicture.ru

Вет­ря­ные мель­ни­цы в укра­ин­ской сте­пи при зака­те солн­ца. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1862

Нель­зя ска­зать, что Айва­зов­ский в пей­за­же «Вет­ря­ные мель­ни­цы в укра­ин­ской сте­пи…» неузна­ва­ем. Пше­нич­ное поле в закат­ных лучах — почти как зыб­лю­ща­я­ся поверх­ность моря, а мель­ни­цы — те же фре­га­ты: у одних ветер наду­ва­ет пару­са, у дру­гих — вра­ща­ет лопа­сти. Где и, глав­ное, когда Айва­зов­ский мог отвлечь­ся от моря и заин­те­ре­со­вать­ся укра­ин­ской степью?

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №9 - BigPicture.ru

Воз­вра­ще­ние со сва­дьбы. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1891

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №10 - BigPicture.ru

Чума­ки на отды­хе. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1885

Воз­мож­но, когда на корот­кое вре­мя пере­вез свою семью из Фео­до­сии в Харь­ков? При­чем не празд­но пере­вез, а спеш­но эва­ку­и­ро­вал. В 1853 году Тур­ция объ­яви­ла вой­ну Рос­сии, в мар­те 1854-го к ней при­со­еди­ни­лись Англия и Фран­ция — нача­лась Крым­ская вой­на. В сен­тяб­ре непри­я­тель был уже в Ялте. Айва­зов­ско­му нуж­но было сроч­но спа­сать род­ных — жену, четы­рех дочек, ста­рую мать. «С душев­ным при­скор­би­ем, — сооб­щал худож­ник одно­му из кор­ре­спон­ден­тов, — мы долж­ны были выехать из мило­го наше­го Кры­ма, оста­вив все свое состо­я­ние, при­об­ре­тен­ное сво­и­ми тру­да­ми в про­дол­же­ние пят­на­дца­ти лет. Кро­ме сво­е­го семей­ства, матуш­ки 70 лет, дол­жен был взять с собой и всех род­ных, мы и оста­но­ви­лись в Харь­ко­ве, как бли­жай­шем горо­де к югу и недо­ро­гом для скром­ной жизни».

Био­граф пишет, что и на новом месте жена Айва­зов­ско­го Юлия Гревс, до это­го актив­но помо­гав­шая мужу в Кры­му в его архео­ло­ги­че­ских рас­коп­ках и этно­гра­фи­че­ских изыс­ка­ни­ях, «пыта­лась увлечь Айва­зов­ско­го архео­ло­ги­ей или сцен­ка­ми мало­рос­сий­ско­го быта». Ведь Юлия так хоте­ла, что­бы муж и отец оста­вал­ся с семьей подоль­ше. Не вышло: Айва­зов­ский помчал­ся в оса­жден­ный Сева­сто­поль. Несколь­ко дней под бом­бар­ди­ров­ка­ми он с нату­ры писал мор­ские бои, и лишь спе­ци­аль­ный при­каз вице-адми­ра­ла Кор­ни­ло­ва выну­дил бес­страш­но­го худож­ни­ка оста­вить театр воен­ных дей­ствий. Тем не менее в насле­дии Айва­зов­ско­го доволь­но мно­го этно­гра­фи­че­ски-жан­ро­вых сце­нок и укра­ин­ских пей­за­жей: «Чума­ки на отды­хе», «Сва­дьба на Укра­ине», «Зим­няя сце­на в Мало­рос­сии» и другие.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №11 - BigPicture.ru

Порт­рет сена­то­ра Алек­сандра Ива­но­ви­ча Каз­на­че­е­ва, пред­во­ди­те­ля дво­рян­ства Таври­че­ской губер­нии. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1848

Порт­ре­тов Айва­зов­ский оста­вил срав­ни­тель­но мало. Но вот это­го гос­по­ди­на он писал не раз. Впро­чем, и неуди­ви­тель­но: Алек­сандра Ива­но­ви­ча Каз­на­че­е­ва худож­ник счи­тал «вто­рым отцом». Когда Айва­зов­ский был еще мал, Каз­на­че­ев слу­жил фео­до­сий­ским гра­до­на­чаль­ни­ком. В кон­це 1820‑х годов ему все чаще ста­ли посту­пать жало­бы: в горо­де кто-то шалит — раз­ри­со­вы­ва­ет забо­ры и беле­ные извест­кой сте­ны домов. Гра­до­на­чаль­ник поехал осмот­реть худо­же­ства. На сте­нах кра­со­ва­лись фигу­ры сол­дат, моря­ков и силу­эты кораб­лей, наве­ден­ные само­вар­ным углем, — нуж­но ска­зать, весь­ма и весь­ма прав­до­по­доб­ные. Через неко­то­рое вре­мя город­ской архи­тек­тор Кох сооб­щил Каз­на­че­е­ву, что вычис­лил авто­ра этих «граф­фи­ти». Это был 11-лет­ний Ован­нес, сын базар­но­го ста­ро­сты Гевор­ка Гайвазовского. 

«Рису­ешь ты пре­крас­но, — согла­сил­ся, встре­тив­шись с «пре­ступ­ни­ком», Каз­на­че­ев, — но поче­му на чужих забо­рах?!» Впро­чем, он схо­ду понял: Айва­зов­ские так бед­ству­ют, что не могут купить сыну при­над­леж­но­сти для рисо­ва­ния. И Каз­на­че­ев сде­лал это сам: вме­сто нака­за­ния он пода­рил Ован­не­су стоп­ку хоро­шей бума­ги и ящик красок. 

Ован­нес стал бывать в доме гра­до­на­чаль­ни­ка, подру­жил­ся с его сыном Сашей. И когда в 1830 году Каз­на­че­ев стал губер­на­то­ром Тав­рии, он забрал Айва­зов­ско­го, пре­вра­тив­ше­го­ся в чле­на семьи, в Сим­фе­ро­поль, что­бы там маль­чик мог выучить­ся в гим­на­зии, а еще три года спу­стя при­ло­жил все уси­лия, что­бы Ован­не­са зачис­ли­ли в Импе­ра­тор­скую Ака­де­мию художеств.

Когда вырос­ший и про­сла­вив­ший­ся Айва­зов­ский навсе­гда вер­нет­ся жить в Крым, он будет под­дер­жи­вать дру­же­ские отно­ше­ния с Алек­сан­дром Ива­но­ви­чем. И даже в каком-то смыс­ле ста­нет под­ра­жать сво­е­му «назван­но­му отцу», уси­лен­но опе­кая бед­ных и обез­до­лен­ных и осно­вав «Общую мастер­скую» — худо­же­ствен­ную шко­лу для мест­ной талант­ли­вой моло­де­жи. А еще Айва­зов­ский по соб­ствен­но­руч­но­му про­ек­ту и за лич­ные сред­ства воз­ве­дет в честь Каз­на­че­е­ва в Фео­до­сии фонтан.

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №12 - BigPicture.ru

Кара­ван в оази­се. Еги­пет. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1871

17 нояб­ря 1869 года был открыт для судо­ход­ства Суэц­кий канал. Про­ло­жен­ный через еги­пет­ские пусты­ни, он соеди­нил Сре­ди­зем­ное и Крас­ное моря и стал услов­ной гра­ни­цей меж­ду Афри­кой и Евра­зи­ей. Про­пу­стить такое собы­тие любо­зна­тель­ный и все еще жад­ный до впе­чат­ле­ний 52-лет­ний Айва­зов­ский не мог. Он при­е­хал в Еги­пет в соста­ве рус­ской деле­га­ции и стал пер­вым в мире мари­ни­стом, напи­сав­шим Суэц­кий канал. 

«Те кар­ти­ны, в кото­рых глав­ная сила — свет солн­ца… надо счи­тать луч­ши­ми», — был все­гда убеж­ден Айва­зов­ский. А как раз солн­ца-то в Егип­те было в избыт­ке — толь­ко рабо­тай. Паль­мы, пес­ки, пира­ми­ды, вер­блю­ды, дале­кие пустын­ные гори­зон­ты и «Кара­ван в оази­се» — все это оста­лось на кар­ти­нах Айвазовского.

А еще худож­ник оста­вил занят­ные вос­по­ми­на­ния о пер­вой встре­че рус­ской пес­ни и еги­пет­ской пусты­ни: «Когда рус­ский паро­ход вхо­дил в Суэц­кий канал, шед­ший впе­ре­ди его паро­ход фран­цуз­ский сел на мель, и плов­цы при­нуж­де­ны были пере­ждать, поку­да тот сни­мет­ся. Эта оста­нов­ка дли­лась часов пять.

Была пре­крас­ная лун­ная ночь, при­да­вав­шая какую-то вели­ча­вую кра­со­ту пустын­ным бере­гам древ­ней стра­ны фара­о­нов, отторг­ну­той кана­лом от ази­ат­ско­го берега.

Что­бы сокра­тить вре­мя, пас­са­жи­ры рус­ско­го паро­хо­да устро­и­ли импро­ви­зи­ро­ван­ный вокаль­ный кон­церт: г‑жа Кире­ева, обла­дая пре­крас­ным голо­сом, при­ня­ла на себя обя­зан­но­сти запе­ва­лы, строй­ный хор подхватывал…

И вот на бере­гах Егип­та зазву­ча­ла пес­ня о «матуш­ке Вол­ге», о «тем­ном лесе», о «чистом поле» и понес­лась по вол­нам, осе­реб­рен­ным луною, ярко све­тив­шей на рубе­же двух частей света…»

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №13 - BigPicture.ru

Като­ли­кос Хри­мян в окрест­но­стях Эчми­ад­зи­на. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1895

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №14 - BigPicture.ru

Порт­рет бра­та худож­ни­ка Габ­ри­э­ла Айва­зя­на. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1883

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №15 - BigPicture.ru

Кре­ще­ние армян­ско­го наро­да. Гри­гор-про­све­ти­тель (IV в.) Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1892

Воз­мож­но, кому-то будет в новин­ку узнать, что Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский был истин­ным рев­ни­те­лем Армян­ской апо­столь­ской церк­ви, одной из древ­ней­ших, кста­ти, хри­сти­ан­ских церк­вей. Армян­ская хри­сти­ан­ская общи­на была и в Фео­до­сии, а Синод рас­по­ла­гал­ся в «серд­це Арме­нии» — горо­де Эчмиадзине.

Стар­ший брат Айва­зов­ско­го Сар­гис (Габ­ри­эл) стал мона­хом, потом архи­епи­ско­пом и выда­ю­щим­ся армян­ским про­све­ти­те­лем. Для само­го же худож­ни­ка его рели­ги­оз­ная при­над­леж­ность отнюдь не была пустой фор­маль­но­стью. О самых важ­ных собы­ти­ях сво­ей жиз­ни, напри­мер о сва­дьбе, он ста­вил в извест­ность Эчми­ад­зин­ский Синод: «Женил­ся 15 авгу­ста 1848 года на Джу­лии, доче­ри Яко­ва Грев­са, англи­ча­ни­на-люте­ра­ни­на, одна­ко вен­чал­ся в армян­ской церк­ви и с усло­ви­ем, что дети мои от это­го бра­ка тоже будут кре­ще­ны в армян­ской свя­той купели».

Когда семей­ная жизнь раз­ла­дит­ся, Айва­зов­ско­му при­дет­ся там же испра­ши­вать поз­во­ле­ния на рас­тор­же­ние брака.

В 1895 году в Фео­до­сию к Айва­зов­ско­му при­ез­жа­ет высо­кий гость — ката­ли­кос Хри­мян, гла­ва Армян­ской церк­ви. Айва­зов­ский возил его в Ста­рый Крым, где на месте раз­ру­шен­ных церк­вей он воз­вел новую и даже напи­сал для нее алтар­ный образ. На тор­же­ствен­ном обе­де на 300 чело­век в Фео­до­сии като­ли­кос пообе­щал худож­ни­ку: «Я, Хри­мян Айрик, в одной руке — крест, в дру­гой — Биб­лия, буду молить­ся за тебя и за мой бед­ный армян­ский народ». В этом же году вдох­нов­лен­ный Айва­зов­ский напи­шет кар­ти­ну «Като­ли­кос Хри­мян в окрест­но­стях Эчмиадзина». 

Через пять лет 82-лет­не­го Айва­зов­ско­го не ста­нет. Его моги­лу на подво­рье древ­не­го хра­ма укра­ша­ет над­пись на армян­ском язы­ке: «Рож­ден­ный смерт­ным, оста­вил по себе бес­смерт­ную память».

Фотография: Айвазовский без моря. Неизвестные картины великого мариниста №16 - BigPicture.ru

Анна Ники­тич­на Бур­на­зян-Сар­ки­зо­ва, вто­рая жена И.К. Айва­зов­ско­го. Иван Кон­стан­ти­но­вич Айва­зов­ский, 1882

Было бы неспра­вед­ли­во по отно­ше­нию к чита­те­лю окон­чить наш рас­сказ о кар­ти­нах Айва­зов­ско­го, где отсут­ству­ет море, фак­том смер­ти худож­ни­ка. Тем более, затро­нув мно­гие важ­ные био­гра­фи­че­ские вехи, мы так и не пого­во­ри­ли о любви.

Когда Айва­зов­ско­му было ни мно­го ни мало 65 лет, он влю­бил­ся. При­чем влю­бил­ся совсем по-маль­чи­ше­ски — с пер­во­го взгля­да и в обсто­я­тель­ствах, мень­ше все­го рас­по­ла­гав­ших к роман­ти­ке. Он ехал в эки­па­же по ули­цам Фео­до­сии и пере­сек­ся с похо­рон­ной про­цес­си­ей, в соста­ве кото­рой шла затя­ну­тая в чер­ное моло­дая пре­крас­ная жен­щи­на. Худож­ник счи­тал, что в род­ной Фео­до­сии всех зна­ет по име­нам, но ее он как буд­то видел впер­вые и даже не дога­ды­вал­ся, кем она при­хо­дит­ся покой­но­му — доч­кой, сест­рой, женой. Навел справ­ки: ока­за­лось — вдо­вой. 25 лет. Зовут Анна Сар­ки­зо­ва, в деви­че­стве Бурназян. 

Покой­ный муж оста­вил Анне име­ние с див­ным садом и вели­ким богат­ством для Кры­ма — источ­ни­ком с прес­ной водой. Вполне состо­я­тель­ная, само­до­ста­точ­ная жен­щи­на, к тому же на 40 лет моло­же Айва­зов­ско­го. Но когда худож­ник, тре­пе­ща и не веря в воз­мож­ное сча­стье, сде­лал ей пред­ло­же­ние, Сар­ки­зо­ва при­ня­ла его. 

Год спу­стя Айва­зов­ский при­зна­вал­ся дру­гу в пись­ме: «Минув­шим летом я всту­пил в брак с одной гос­по­жой, вдо­вой-армян­кой. Ранее с нею зна­ком не был, да вот о доб­ром ее име­ни слы­шал пре­мно­го. Жить теперь мне ста­ло спо­кой­но и счаст­ли­во. С пер­вой женой уже 20 лет не живу и не вижусь с нею вот уже 14 лет. Пять лет тому назад Эчми­ад­зин­ский синод и като­ли­кос раз­ре­ши­ли мне раз­вод… Толь­ко вот очень стра­шил­ся свя­зать свою жизнь с жен­щи­ной дру­гой нации, дабы слез не лить. Сие слу­чи­лось Божьей мило­стью, и я сер­деч­но бла­го­дар­ствую за поздравления».

17 лет они про­жи­вут в люб­ви и согла­сии. Как и в юно­сти, Айва­зов­ский будет мно­го и неве­ро­ят­но про­дук­тив­но писать. И еще он успе­ет пока­зать люби­мой оке­ан: на 10‑м году бра­ка они поплы­вут в Аме­ри­ку через Париж, и, по леген­де, эта кра­си­вая пара часто будет един­ствен­ны­ми людь­ми на кораб­ле, не под­вер­жен­ны­ми мор­ской болез­ни. Пока боль­шин­ство пас­са­жи­ров, укрыв­шись в каю­тах, пере­жи­да­ли кач­ку и шторм, Айва­зов­ский и Анна без­мя­теж­но любо­ва­лись мор­ски­ми просторами.

После смер­ти Айва­зов­ско­го Анна более чем на 40 лет (а дожи­вет она до 88-ми) ста­нет доб­ро­воль­ной затвор­ни­цей: ни гостей, ни интер­вью, ни тем более попы­ток устро­ить лич­ную жизнь. Есть что-то воле­вое и одно­вре­мен­но зага­доч­ное во взгля­де жен­щи­ны, чье лицо напо­ло­ви­ну скры­ва­ет газо­вая вуаль, так похо­жая на полу­про­зрач­ную поверх­ность воды с мор­ских пей­за­жей ее вели­ко­го мужа, Ива­на Айвазовского.

Смот­ри­те так­же: Любо­пыт­ная фото­се­рия «Смот­ри­тель­ни­цы рос­сий­ских музеев»,
50 шедев­ров живо­пи­си, кото­рые обя­зан знать каж­дый обра­зо­ван­ный человек

Автор текста: Анна Вчерашняя

А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Новости партнеров

Загрузка...

Новые посты

Секс-рабыни: три девушки откровенно рассказали об ужасах, пережитых в плену у извращенцев

Секс-рабыни: три девушки откровенно рассказали об ужасах, пережитых в плену у извращенцев

Cамые впечатляющие кадры жизни американских рабочих начала XX века

Cамые впечатляющие кадры жизни американских рабочих начала XX века

Возвращение к естественности: как менялась мода на грудь в течение десятилетий

Возвращение к естественности: как менялась мода на грудь в течение десятилетий

Москва 1931 года в цвете на невероятно атмосферных снимках

Москва 1931 года в цвете на невероятно атмосферных снимках

Поразительные портреты представителей племен севера Вьетнама

Поразительные портреты представителей племен севера Вьетнама

Результат налицо: модель Sports Illustrated избавилась от акне, благодаря питанию и медитации

Результат налицо: модель Sports Illustrated избавилась от акне, благодаря питанию и медитации

Как умирали жители Помпеев

Как умирали жители Помпеев

Художница из Тулы превращает знаменитостей в мультяшек и это великолепно

Художница из Тулы превращает знаменитостей в мультяшек и это великолепно

«Не только лишь все»: ученые назвали самый опасный для мозга вид спорта

«Не только лишь все»: ученые назвали самый опасный для мозга вид спорта

Ей платят за то, что она тратит: доминатрикс, на общение с которой мужчины спускают огромные суммы

Ей платят за то, что она тратит: доминатрикс, на общение с которой мужчины спускают огромные суммы

«Гнездо Кетцалькоатля» — самый безумный дом, который можно снять на Airbnb

«Гнездо Кетцалькоатля» — самый безумный дом, который можно снять на Airbnb

В Нью-Йорке живет кот Писко, который как две капли воды похож на кота из Шрека

В Нью-Йорке живет кот Писко, который как две капли воды похож на кота из Шрека