Метро как произведение искусства

0

Пишет жж-юзер annataliya: «Пожалуй, Стокгольм — это один из немногих городов мира, где метро, подобно нашему, можно назвать не только средством передвижения, но и произведением искусства. Еще в 1950-х годах шведы решили, что, раз уж метро в их столице быть, то пусть оно будет необычным, таким, чтобы им могли любоваться и жители города, и гости.

Фотография: Метро как произведение искусства №1 - BigPicture.ru

Причем, не просто любоваться, а находить для себя что-то новое в искусстве и культуре. Наше московское метро в ту пору, послужило, если и не прототипом стокгольмскому, то натолкнуло его создателей на идею о том, что оно может быть не только транспортным средством. Правда, о нашем метро шведы отзывались не очень-то восторженно: да, мол, светло, красиво, но как-то уж слишком приторно, слишком вызывающе оформлены станции, а то искусство, которое можно видеть на них, в чем-то уже устарело, а в чем-то очень далеко от той действительности, которую на самом деле переживает страна. И шведы пошли другим путем и изобразили на своих станциях сюжеты на такие темы, которые будут актуальны всегда. Ну, или почти всегда. И в один из стокгольмских вечеров мы решили поподробнее узнать, что же такое они там придумали, и спустились под землю.»

Фотография: Метро как произведение искусства №2 - BigPicture.ru
1.

Фотография: Метро как произведение искусства №3 - BigPicture.ru

2. Всего линий в стокгольмском метрополитене три: красная, голубая и зеленая. Правда, почти они все разветвляются на концах, превращаясь тем самым еще в несколько. Одна поездка стоит минимум 30 шведских крон (примерно три евро). Билеты можно купить в автомате или в магазинчиках рядом с метро. Но так как у нас были двухдневные музейно-транспортные карты, мы обходились без билетов. Вход.

Фотография: Метро как произведение искусства №4 - BigPicture.ru
3. Попадание в метро в Стокгольме более серьезное мероприятие, чем в Хельсинки. Здесь есть турникеты, а рядом в будке сидит тетечка или дядечка и пропускает или не пропускает желающих спуститься вниз.
Фотография: Метро как произведение искусства №5 - BigPicture.ru
4. Еще, помимо тетечки, мы пару раз видели контролера, который стоял у турникетов и бдил за порядком. Станции же проложены достаточно глубоко, некоторые даже глубже наших, и на многих из них очень холодно, сыро, а иногда даже пахнет плесенью - например, на Rinkeby. Спуститься же на них можно на эскалаторе или на лифте. Эскалаторы слева, лифт справа.
Фотография: Метро как произведение искусства №6 - BigPicture.ru
5. Но лифтами тут, похоже, пользуются нечасто. Во-первых, они грязные, а во-вторых, в них знатно воняет. В общем, прокатившись два раза, мы больше не стали. Станции большие, просторные, но в основном темные. Как и в Хельсинки, здесь есть часы и табло, на котором указывается, сколько времени осталось до прихода поезда, а также еще одного или двух, следующих сразу за ним.
Фотография: Метро как произведение искусства №7 - BigPicture.ru
6. А, вот, что касается интервалов, то они гораздо больше, чем в том же метро Хельсинки и уж, тем более, в московском. Иногда поезд нам приходилось ждать по 10-12 минут, а ночью (да-да, здешнее метро работает и по ночам) интервалы между поездами могут быть больше получаса. Впрочем, о том, когда будет ближайший поезд, можно узнать заранее: на каждой станции тут висит не только карта города с наложенной на нее схемой метрополитена, но и его подробное расписание.
Фотография: Метро как произведение искусства №8 - BigPicture.ru
7. Поезда же выглядят очень современно. Снаружи так.
Фотография: Метро как произведение искусства №9 - BigPicture.ru
8. Внутри так.
Фотография: Метро как произведение искусства №10 - BigPicture.ru
9. Что же касается нас, то мы на осмотр метро выделили себе около двух часов, а Антон перед поездкой в Стокгольм подробнейше изучил, какие станции здесь наиболее красивы и стоят нашего внимания. Таких оказалось 15. Правда, потом на пять из них нам пришлось забить, так как они находились на окраине города и были нам не по пути. А из оставшихся десяти, я думаю, теперь вполне можно составить этакий рейтинг-хит. Хотя, конечно же, он будет исключительно субъективным и отражающим только наше мнение. Итак, на заслуженном десятом месте у нас оказалась станция Mariatorget, на которой мы жили. Ее стены, если не считать плакатов предвыборной агитации, были украшены черно-белыми фотографиями. А у эскалаторов на платформе стояла маленькая скульптура девочки с куклой. Мило и трогательно.
Фотография: Метро как произведение искусства №11 - BigPicture.ru
10.
Фотография: Метро как произведение искусства №12 - BigPicture.ru
11. На девятое место мы поставили станцию Gardet, рядом с коей находятся терминалы паромов Silja. Там на платформе мы осмотрели витрины с огромными насекомыми. И хотя эти насекомые были не настоящие, все-таки некоторые основы энтомологии они давали.
Фотография: Метро как произведение искусства №13 - BigPicture.ru
12. Панно с насекомыми.
Фотография: Метро как произведение искусства №14 - BigPicture.ru
13. На восьмое место у нас вышла станция Husby. На ней преобладает морская тематика: ее стены украшают рисунки с изображением старинных стокгольмских кораблей.
Фотография: Метро как произведение искусства №15 - BigPicture.ru
14.
Фотография: Метро как произведение искусства №16 - BigPicture.ru
15. Но, кроме моря здесь присутствует и земная жизнь, и, например, в некоторых проходах тут можно полюбоваться инсталляциями роз. Сделаны они, между прочим, настолько профессионально, что кажутся почти живыми.
Фотография: Метро как произведение искусства №17 - BigPicture.ru
16. Седьмое место заняла еще одна станция морской направленности - Fridhemsplan. Эта станция пересадочная, поэтому тут интересны и платформы, и переходы. Кстати, именно здесь мы впервые увидели, так сказать, пещерное метро.
Фотография: Метро как произведение искусства №18 - BigPicture.ru
17. Дело в том, что стокгольмское метро на большинстве участков прорублено в гранитных скалах. И вместо того, чтобы станции облицовывать плиткой, как это принято у нас, шведы поступили проще: кое-где они оставили скалы нетронутыми, и гуляя, по таким станциям, чувствуешь себя примерно, как в каком-то глубоком сыром ущелье (кстати, есть места, где по стенам действительно струится вода), но на большинстве станций стены покрыты распыленным бетоном, который застыл, и образовал своды с абсолютно неровной волнистой или даже натечной поверхностью. На таких станциях создается впечатление, что ты в пещере. Говорят, что в 1970-х годах, когда в Стокгольме появились первые линии с такими станциями, многие шведы боялись спускаться в метро, так как оно у них ассоциировалось с загробным миром. Возможно, что-то есть и от этого. По крайней мере, там гораздо темнее и мрачнее, чем у нас.
Фотография: Метро как произведение искусства №19 - BigPicture.ru
18. На станции Fridhemsplan можно увидеть летящую чайку, витрину, на которой стоит кораблик с алым парусом, корабельный якорь у стены, нарисованный компас.
Фотография: Метро как произведение искусства №20 - BigPicture.ru
19.
Фотография: Метро как произведение искусства №21 - BigPicture.ru
20.
Фотография: Метро как произведение искусства №22 - BigPicture.ru
21.
Фотография: Метро как произведение искусства №23 - BigPicture.ru
22. А еще несколько маленьких витрин, где собраны предметы, выброшенные морем. И если в одной такой витрине предметы более-менее безобидные: бутылки, ракушки и доски, то в других картина более печальная: жестянки, банки и доски покрыты толстым слоем нефтепродуктов...
Фотография: Метро как произведение искусства №24 - BigPicture.ru
23.
Фотография: Метро как произведение искусства №25 - BigPicture.ru
24. На шестом месте у нас с Антоном получилась станция Thorildsplan. Построена она давно, но несколько лет назад пережила ремонт, а потому и оказалась оформлена весьма по-современному. Эта станция наземная, и украшены на ней только переходы. Такой вид искусства, как применен здесь, называется пиксель-арт. На стенах этой станции квадратными плиточками изображены иконки и смайлы, с коими мы ежедневно встречаемся в сети: значок почты, курсор, бомбочка, улыбающаяся рожица и многие другие.
Фотография: Метро как произведение искусства №26 - BigPicture.ru
25.
Фотография: Метро как произведение искусства №27 - BigPicture.ru
26.
Фотография: Метро как произведение искусства №28 - BigPicture.ru
27.
Фотография: Метро как произведение искусства №29 - BigPicture.ru
28. На пятом месте оказалась станция Rinkeby. Она покрашена в веселый оранжевый цвет, а ее стены украшает золотая мозаика с изображением разных известных археологических находок и картин древних эпосов. Правда, эта станция находится на окраине, пассажиров там очень мало, и, как я уже говорила, показалась нам особенно сырой и холодной. В общем, несмотря на всю ее красоту, особого уюта мы на ней не ощутили.
Фотография: Метро как произведение искусства №30 - BigPicture.ru
29.
Фотография: Метро как произведение искусства №31 - BigPicture.ru
30.
Фотография: Метро как произведение искусства №32 - BigPicture.ru
31.
Фотография: Метро как произведение искусства №33 - BigPicture.ru
32. На четвертое место вышла станция Kungstradgarden. Она тоже сделана с археологическим уклоном. Например, при выходе с платформы к эскалаторам тут находится композиция из античных скульптур и их обломков и руин. Что интересно, они настоящие. Это - сохранившиеся элементы дворца Делагарди Макалес.
Фотография: Метро как произведение искусства №34 - BigPicture.ru
33. Но, кроме них, здесь хватает и всего другого, начиная с горельефов химероподобных существ, словно вылезающих из стен платформы.
Фотография: Метро как произведение искусства №35 - BigPicture.ru
34. Красной фигуры, по всей видимости, одного из языческих богов.
Фотография: Метро как произведение искусства №36 - BigPicture.ru
35. Похожих на театральные маски.
Фотография: Метро как произведение искусства №37 - BigPicture.ru
36. И заканчивая каменным водопадом опять-таки прямо из стены.
Фотография: Метро как произведение искусства №38 - BigPicture.ru
37. Старинными дверями в никуда, ибо за ними находится очередная стена.
Фотография: Метро как произведение искусства №39 - BigPicture.ru
38. И наистраннейшей росписью потолка холла, где среди прочего изображен человек без кожи, но с огнем в руке, пытающийся запихнуть себе этот огонь в одно место, окруженный знаками радиоактивности.
Фотография: Метро как произведение искусства №40 - BigPicture.ru
39. На достойное третье место мы единогласно выдвинули станцию T-Centralen голубой линии. Вообще, из названия станции видно, что она в Стокгольском метро самая главная и центральная. Здесь пересекаются все три линии, а станция имеет кучу переходов и построена аж на трех этажах. Но, повторюсь, красивая из них только та, что находится на голубой ветке, все остальные - вполне обычные. Стены станции выполненные в бело-синем цвете. Но, к сожалению, увидеть ее во всех красе мы не смогли. T-Centralen решили подремонтировать и завесили все стены и потолки сеткой. Так что, полюбовались мы ею только в переходе, где изображены силуэты рабочих, строивших станцию.
Фотография: Метро как произведение искусства №41 - BigPicture.ru
40. А, вот, почетное второе место у нас заняла станция Solna centrum. Это просто умопомрачение какое-то! Главная тема в оформлении - лес и экология. На стенах тут великое множество рисунков лесной природы, водопадов, животных леса и человека, рубящего этот лес и, вообще, постоянно портящего экологию: то бульдозер подгонит, то железную дорогу проложит, то завод откроет, в котором постоянно дымят трубы, то вырубит все подчистую, то измыслит еще какую-нибудь гадость...
Фотография: Метро как произведение искусства №42 - BigPicture.ru
41.
Фотография: Метро как произведение искусства №43 - BigPicture.ru
42.
Фотография: Метро как произведение искусства №44 - BigPicture.ru
43.
Фотография: Метро как произведение искусства №45 - BigPicture.ru
44.
Фотография: Метро как произведение искусства №46 - BigPicture.ru
45. Рисунки есть разные, но особенно нам понравился тот, который изображает человека, разглядывающего что-то в бинокль на горизонте, и подкрадывающегося к нему лося с наставленными рогами. Очень доходчиво! :))
Фотография: Метро как произведение искусства №47 - BigPicture.ru
46. Кстати, на Solna centrum можно рассмотреть лося и в полный рост. Он тут стоит в витрине в виде макета.
Фотография: Метро как произведение искусства №48 - BigPicture.ru

47. А еще рядом есть макеты дач и коттеджей, в которые установлены окна пвх. Макеты тоже, между прочим, сделанных из дерева.

Фотография: Метро как произведение искусства №49 - BigPicture.ru
48. А тот факт, что станция оформлена в зеленом и красном цветах, только подчеркивает, что лес и природа сейчас находятся в большой опасности.
Фотография: Метро как произведение искусства №50 - BigPicture.ru
49.
Фотография: Метро как произведение искусства №51 - BigPicture.ru
50. Ну, а первое место мы единогласно присвоили станции Rissne. Пожалуй, это самая умная и обучающая станция во всем Стокгольмском метро. Суть в том, что на ней показана вся история человечества от доисторических времен до наших дней. На стене с одной стороны платформы креативные шведы нарисовали шкалу времени, а над ней изобразили контурами государства, которые существовали и доминировали в эти годы.
Фотография: Метро как произведение искусства №52 - BigPicture.ru
51.
Фотография: Метро как произведение искусства №53 - BigPicture.ru
52.
Фотография: Метро как произведение искусства №54 - BigPicture.ru
53. На противоположной же стене над такой же шкалой написали, какие наиболее важные события происходили в политике, в культуре, в науке и в религиозной жизни. Правда, написано все по-шведски. Но все равно многое вполне понятно и читабельно.
Фотография: Метро как произведение искусства №55 - BigPicture.ru
54.
Фотография: Метро как произведение искусства №56 - BigPicture.ru
55.
Фотография: Метро как произведение искусства №57 - BigPicture.ru
56. Себя шведы, конечно, тоже не забыли, и одну из эпох посвятили своей стране.
Фотография: Метро как произведение искусства №58 - BigPicture.ru
57. Но и мы там тоже есть: и как Россия до 1917 года, и как Советский Союз - после.
Фотография: Метро как произведение искусства №59 - BigPicture.ru
58. В общем, очень оригинальная станция, на которой мы провели больше всего времени.

А вы знали, что у нас есть Telegram?

Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!

Популярное

Самые горячие темы

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Даем сверх плана: советская молодежь 60-х

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Евсей Лубицкий, самый известный двойник Сталина, который дожил до 1981 года

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Свадьба шутов в Ледяной доме — жуткая история с неожиданным концом

Новые посты

Страсть и желание на эпатажных снимках Рене Джейкобс

Страсть и желание на эпатажных снимках Рене Джейкобс

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

10 выдающихся фильмов с великолепным финалом

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

22 невероятные находки, которыми люди не могли не поделиться в Сети

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Лайфхакинг: 22 маленькие хитрости, облегчающие уход за одеждой

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

Как появилась маска Гая Фокса, ставшая символом протестных движений

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

35 шедевров инфраструктуры, красоту которых оценит каждый

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

Зачем нужны фасады без зданий, или Парадная реальность Захарии Годрильо-Руа

22 фото от людей, которые дали волю своему творческому порыву и не пожалели

22 фото от людей, которые дали волю своему творческому порыву и не пожалели

Фотографии щенков в их первый день на службе

Фотографии щенков в их первый день на службе

Подводная феерия дайвера и фотографа Джейсона Вашингтона

Подводная феерия дайвера и фотографа Джейсона Вашингтона

Черно-белая страсть в работах фотохудожника Kalynsky

Черно-белая страсть в работах фотохудожника Kalynsky

Криворукие актеры из телемагазинов

Криворукие актеры из телемагазинов