Еврейская живопись и концептуальный символизм в работах Евгения Гегузина

Нам кажется абсолютно необходимым внести существенные коррективы в представления о «еврейской» живописи. В силу искусственных, зачастую, правил политкорректности, замалчивание этой темы считается вполне допустимым явлением. В то же время нельзя не отметить, что формирование национальной еврейской живописи происходило под мощным влиянием монотеистической религии евреев вообще и Торы, в частности.

Евгений Гегузин. Убить Билла 2. 2005. Холст, акрил, ППУ. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Kill Bill 2. 2005. Acrylics/canvas/Polyurethane Foam. 100×100 cm

«Никогда не сделай изображения того, находится вверху на небе, того, что на находится на земле внизу, того, что находится в воде, того что под землей. Никогда не поклоняйся им и не служи им …» (Исход, 20:4-5). Так гласит вторая заповедь Торы, а то, что сегодня называется еврейской живописью – чаще всего представляет собой искусство образного рассказа о еврейской культуре и обычаях, а живопись эта не еврейская, но «о евреях», выполненная в традициях многих национальных и наднациональных культур.

Евгений Гегузин. Радуга. 2009. Холст, акрил. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Rainbow. 2009. Acrylics on canvas. 100×100 cm

И очень многие «еврейские» художники, на самом деле, показывают нам не отнюдь не еврейскую живопись – но живопись «о евреях» в рамках многих, достаточно общих представлений. Таково творчество Альтмана, Бакста, Бродского, Сутина и многих других артистов.

Евгений Гегузин. Рыбы 2. 2010. Холст, акрил. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Fishes 2. 2010. Acrylics on canvas. 100×100 cm

Согласно религиозным заповедям, иудаизм не разрешает изображение видимого мира, в первую очередь людей, поскольку такие изображения – первый шаг к идолопоклонству. «Поклонение идолам – причина всех наших бед» — сказано в Талмуде.

Евгений Гегузин. Натюрморт. Зима. 2011. Холст, акрил. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Still Life. Winter. 2011. Acrylics on canvas. 100×100 cm

Возможно, из-за этого художникам-евреям приходится прибегать к гротеску, пародии на человека, подобно Шагалу или Кабакову, — именно для того, чтобы избежать конкретики ассоциаций. А само изображение, в результате такого вмешательства, становится неузнаваемым и фантасмогорийным.

Евгений Гегузин. Капо главный. 2014. Холст, акрил. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Capo di tutti Capi. 20014. Acrylics on canvas. 100×100 cm

Или, зачастую, художник просто утрирует знакомую картинку, а персоналии и детали при этом утрачивают реальные свойства. Этот нехитрый прием достаточно распространен сегодня в изобразительном искусстве различных живописных школ.

Евгений Гегузин. Натюрморт в золотой клетке. 2016. Холст, акрил. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Still Life in a Gilded Cage. 2016. Acrylics on canvas. 100×100 cm

В преломлении к идеям концептуального символизма необходимо сказать, что это направление живописи представляется достаточно адекватным иллюстративным толкованием национальной еврейской философии. Концептуальная направленность философских откровений Торы не подлежит сомнению, а концептуальность символов живописи служит тому наглядным подтверждением.

Евгений Гегузин. Механизм. 2018. Холст, акрил. 100х100 см

Evgeny Gegouzin. Mechanism. 2018. Acrylics on canvas. 100×100 cm

В живописи концептуального символизма отсутствуют «красивости» Дж. Кошута, зато присутствует подтверждение господства Абсолютного Первоначала, а также философский подтекст и подлинная иллюстративность. Это направление живописи выражает не только состояние национального еврейского мышления, но и то двусмысленное положение, в котором находится современная еврейская живопись.

Дополнительная информация на сайте www.newlinearte.com

Самые горячие темы

Новые посты