Что в имени твоём, платон?

Имя этого древнегреческого философа в 2015 году в России внезапно стало очень популярным. И дело тут, увы, не в том, что жители нашей страны вдруг решили изучить его труды. Всё дело в новой дорожной системе, которая успела вызвать немало общественных споров.

Сухие строчки из «Википедии» говорят нам, что «Платон» — российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Название «Платон» — сокращение словосочетания «плата за тонны».

Но что стоит за этим названием?

Команда Bigpicture.ru решила разобраться, как устроен «Платон» — в духе нашей регулярной рубрики «Как это сделано».
Для большинства людей система «Платон» известна по вот таким рамкам, появившимся на дорогах России. Их основная задача — контроль над грузовиками. Видеокамера считывает номер и отправляет данные в ЦОД(центр обработки данных), где происходит сверка данных о машине (есть ли денежные средства на расчетном счете, с которого списываются деньги за фактически пройденное расстояние по федеральным трассам, определяемое с помощью бортового устройства, или есть ли оплаченная маршрутная  карта и соответствует ли заявленный маршрут текущему положению грузовика и так далее).

На сегодняшний день установлено 20 рамок, а к концу 2017 года по всей стране будет работать 481 рамка.
Кроме рамок на дорогах теперь можно встретить вот такие веселые автомобили, которые называют «Комплексом мобильного контроля».

Их задача схожа с задачей рамок — отслеживание передвижения грузовиков. Но только такой комплекс может перемещаться, отслеживая возможные ухищрения водителей грузовиков (например, оплату не всего маршрута, а только того участка, где установлена рамка).

Всего дороги будут патрулировать свыше 100 автомобилей «мобильного контроля».
Все данные в зашифрованном виде передаются в системе по собственным закрытым защищенным каналам, в которые невозможно проникнуть извне. Таким образом, «Платон» — еще и огромная инфраструктура с множеством проводов, каналов связи, датчиками и гигабайтами информации.
На этом простой смертный заканчивает свои контакты с системой «Платон» (водители грузовиков еще периодически заглядывают в офис обслуживания пользователей, чтоб получить устройства, пополнить счет или решить какой-то вопрос). Кстати, есть два способа внесения платы: оформление маршрутной карты или установка бортового устройства. Перевозчик сам выбирает — как ему удобнее. Например, кто-то предпочитает маршрутные карты. Их можно оформить и оплатить на сайте или через мобильное приложение на конкретные даты и маршрут. В этом случае не нужно следить за балансом лицевого счета — сел и поехал. Немаловажно, что маршрутную карту можно отменить в течение месяца с даты начала поездки. Это удобно, так как если маршрут длинный — можно сделать несколько карт на простые и короткие отрезки и отменить часть из них, если вдруг где-то по дороге появился выгодный заказ, который можно захватить.

А можно сразу оформить длинный маршрут — карта позволяет устанавливать до 10 промежуточных точек.

Те, кто пользуется бортовыми устройствами, могут не привязываться к определенному маршруту, а руководствоваться принципом «сел и поехал». Во время поездки устройство автоматически определяет местоположение и списывает деньги с лицевого счета за фактически пройденный километраж. Главное, чтобы там был положительный баланс.

Но все это — лишь маленькая часть большого проекта.

Представьте себе масштаб — 1,7 млн российских грузовиков массой более 12 тонн, около миллиона из которых реально передвигаются по федеральным трассам, и еще 400 тысяч транзитных машин иностранных перевозчиков. Вся эта огромная «движущаяся масса» перемещается по дорогам страны с разной скоростью и в разных направлениях одновременно.

Данные об их передвижении нужно получать и обрабатывать в режиме реального времени. Обрабатывать четко и без ошибок, чтобы водители могли спокойно заниматься своей работой.
Для этого в Твери был организован Центр мониторинга и управления — огромный ЦОД, куда стекается вся информация от бортовых устройств, рамок, офисов продаж, терминалов самообслуживания, сайта и центров мобильного контроля.
Вот эти серверы собирают и анализируют необъятное количество данных. Надежность ЦОД — сертификат отказоустойчивости Tier III Uptime (в России всего 16 ЦОД такого уровня, а этот вообще единственный в собственности государства).

Резервный ЦОД, готовый в любую минуту прийти на подмогу тверскому, находится в Самаре.
За работой системы и нагрузками следят операторы, которые видят работу каждого элемента.
Общая картина выводится на красивую карту (прямо как в Центре управления полетами).
Еще у ЦОД есть собственный центр безопасности. Данные о перемещениях миллионов грузовиков — большая ценность и ответственность.
Все данные в центре обрабатываются в автоматическом режиме. Система умеет распознавать номера, тип транспортного средства и производит сверку с базой данных. В редких случаях (например, если у водителя очень грязный номер) может возникнуть необходимость ручной перепроверки данных. Для этого есть специальные люди-операторы, которые могут проверить информацию.
Ну и самая интересная часть системы «Платон» — бортовые устройства, которые, что примечательно, производят не в Китае, а в Санкт-Петербурге.

Бортовое устройство выдается водителям бесплатно и регистрируется для конкретного автомобиля. На все приборы есть гарантия. Дальше устройство крепится на лобовое стекло, как навигатор, определяет геоданные по спутникам, фиксируя весь путь автомобиля, и по каналам сотовой связи отправляет данные в Центр обработки данных (ЦОД). Ни с кем не нужно согласовывать свой маршрут.
Производством бортовых устройств занимается в Петербурге компания «ЦентрСвязьИнформ». Уже 20 лет они занимаются разработкой, производством и поставкой электронного оборудования. Бортовое устройство было разработано специально по заказу «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Называется оно незатейливо: бортовое устройство БУ 1201.
На устройстве установлена защита от попыток вскрыть корпус или внести какие-то изменения в работу прибора. Все попытки сразу отправляются на сервер. Бортовые устройства оснащены сим-картами «Мегафон» (данные отправляются в ЦОД по каналам сотовой связи) и системой криптозащиты (с лицензией ФСБ).
В Петербурге находится полный цикл производства бортовых устройств, тут они и изготавливаются, и тестируются.
Все детали проходят так называемый входной контроль. Это проверка, которая показывает, соответствуют ли они стандартам для производства. Далее происходит сушка плат при температуре около 100 градусов (чтобы в них не осталось никакой влаги), а затем на них наносят паяльную пасту и необходимые элементы (всего их порядка 300).
Под увеличительным стеклом можно посмотреть, всё ли правильно сделано.
Затем плата запекается в печи, идёт процесс оплавления.
Далее детали проходят автоматическую оптическую инспекцию — плата фотографируется со всех сторон и проверяется правильность сборки. То, что компьютер посчитал допустимым, операторы еще дополнительно проверяют сами.
На плате около 300 элементов, и всего три из них наносятся вручную.
Дальше плата попадает на участок игольчатого стенда. Здесь с помощью специальных иголочек происходит заливка программного обеспечения, а потом процедура проверки. Первая проверка осуществляется в динамике — имитируется движение машины и сигнал спутника. Расхождения между реальным расстоянием и показаниями бортового устройства не должны превышать 10-15 метров. Следующая проверка — в статике. На крыше здания есть антенна, она привязана к геоданным. Сигнал поступает в помещение, и координаты, которые считывает устройство, должны ему соответствовать.
Дальше попадаем на участок сборки. Здесь наша плата, самая важная деталь устройства, обретает свой домик в виде корпуса и аккумулятор. Линия производства работает в три смены, без остановки. В сутки на игольчатом стенде прошиваются примерно 5 тысяч устройств.

«ЦентрСвязьИнформ» уже произвела несколько сотен тысяч экземпляров бортовых устройств в 2015 году и будут наращивать производство в 2016-м.
«Мы старались, чтобы устройство было удобно для использования», — говорит Алексей Перегудов, директор филиала компании «ЦентрСвязьИнформ» в Санкт-Петербурге.
Итак, что же такое «Платон»?

— Центр управления и мониторинга.
— Центр обработки данных.
— 138 центров информационной поддержки пользователей.
— Кол-центр 24/7 (на русском и английском языках).
— Современный интернет-сайт, на котором можно решить большинство вопросов (например, быстро оформить маршрутную карту и сразу ее оплатить. Маршруты можно строить самые сложные, с 10 промежуточными точками).
— Удобное мобильное приложение.
— Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов.
— Система мобильного контроля (100 автомобилей со специальным оборудованием).
— Рамные конструкции системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги (481 штука).
— Бортовые устройства, которые устанавливаются в миллионы грузовиков и производятся в Санкт-Петербурге.
— Терминалы самообслуживания (собственные) и возможность провести оплату через сеть Qiwi.
— Прием платежей наличными, через банковскую карту или банковским переводом.
— Множество интересной статистики, которую получает государство от системы на основе точных данных о маршрутах — например о грузоперевозках и их объемах, о загрузке конкретных дорог. 

И все это работает в режиме реального времени 24 часа в сутки 7 дней в неделю. С момента запуска системой «Платон» было собрано в Дорожный фонд более 2,211 млрд руб. Пользователи оформили 2,663 млн маршрутных карт, сообщается в пресс-релизе компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные системы».

Получается, что «Платон» — это такой «скромный» ИТ-стартап в масштабах всей страны. Рабочие места, огромное количество полезных данных и, как мы надеемся, новые возможности для развития (в том числе и дорог). По крайней мере — хочется в это верить.

Понравилось? Расскажи друзьям!

Другие лонгриды Бигпикчи:

© 2015 год, Bigpicture.ru. В оформлении лонгрида использованы фотографии Марии Митрофановой