история развития мобильного WEB
Рассказываем о том, что вы видите каждый день и наверняка не помните уже – с чего все начиналось
Сегодня будет уникальный материал. В ком-то он вызовет ностальгическую слезу по эпохе wap, а для кого-то будет экскурсом «до 4G» эпоху. В любом случае это будет интересно. Так что доставайте из закромов свои Nokia, мы начинаем.
Сегодня телефон стал для нас таким же традиционным предметом быта, каким 150 лет назад был веер для дам из высшего света. Нельзя покинуть пределы квартиры без него. Да что там говорить, мы засыпаем с ним под подушкой, просматривая последние новости, а рано утром он будит нас на новые подвиги. Завтракаем мы уже не под программу «С добрым утром» по телевизору, а пролистывая ленту в социальных сетях или читая новости.
Для нас такое поведение стало обыденностью, но еще 15 лет назад это было практически невозможно и ужасно дорого. Мы пользовались интернетом с мобильных телефонов только для того, чтобы скачать черно-белые заставки, модную полифонию для установки на звонок, а также читали страницы с анекдотами.
WAP
Все началось в 1997 году, когда лидеры по производству мобильных телефонов Motorola, Ericsson и Nokia (кто бы рискнул тогда предречь их текущее положение на рынке), а также фирма Unwired Planet решили совместить два достижения конца XX века — мобильный телефон и интернет. Они основали WAP Forum. Кстати, сайт работает до сих пор. Результатом стал стандарт, который на ближайшие годы являлся эталоном в мобильном Web. Само собой, первая версия содержала много ошибок и неточностей. Но тем не менее сначала тысячи, а затем и миллионы пользователей смогли пользоваться интернетом не только дома. Да, это было дорого. Платили тогда не за объем скачанной информации, а за время соединения. Минута в среднем стоила от 5 до 10 центов. Еще один ностальгический момент: за связь тогда платили не рублями, а американскими долларами.
Характерной чертой сайта, адаптированного для WAP является малый информационный объём страницы (порядка 5-6 Кб). Такого результата можно было достичь только одним способом – избеганием использования какой-либо статичной графики, анимации и т.п. Типичная WAP-страница представляет собой набор ссылок и текста. За счёт этого объём трафика редко доходил до отметки 30 Кб.

Учитывая максимально достигаемую скорость в 9,6 кбит/с (это при условии идеального приема, отсутствия ветра и правильного положения солнца), ждать загрузки простеньких сайтов приходилось по несколько минут. За это время, пока продвигалась строка загрузки, опытный пользователь успевал заварить себе чай и прочитать пару статей в журнале Mobile. Важно было, как и сейчас, не прерывать загрузку, иначе все придется начинать заново.
По статистике за 2001 год, наиболее популярными и посещаемыми WAP-сайтами являются: анекдоты (19,50%), картинки и музыка ( 17,80%), новости (10,60%), авиа расписание (10,20%), программа TV (6,30%) и киноафиша (6,20%). В России первые wap-сайты создали операторы связи (wap.beeline.ru, wap.mts.ru, wap.nwgsm.ru) , а также поисковики (wap.mail.ru, wap.aport.ru, wap.ya.ru, wap.rambler.ru). Кстати многие из этих сайтов работают до сих пор, и люди пользуются ими!

Любой пользователь знал наизусть настройки wap.mts.ru (замените mts на beeline, если вам всюду мерещится реклама) и использовал их для выхода в паутину.
GPRS
Но так долго продолжаться не могло. Пролетарии хотели быстрого и дешевого мобильного интернета, так что в 2003 году российские операторы связи внедряют в тестовом режиме услугу GPRS – WAP, повышая скорость и удешевляя в конечном итоге услугу, т.к. деньги берутся не за время соединения, а за объем загруженной информации. При использовании GPRS информация собирается в пакеты и передаётся через неиспользуемые в данный момент голосовые каналы.
Старожилы помнят популярный в те времена сайт wap.siemens-club.ru, где можно было найти много информации по популярным в то время в России телефонам Siemens, а также скачать немного легального и бесплатного контента. Для повышения популярности своего сайта они одни из первых использовали модный нынче ситуативный маркетинг.
Это был настоящий прорыв и времена расцвета первых мобильных чатов и форумов. Примерно в тоже время появились первые общедоступные конструкторы для сайтов mywap.o2.co.uk и wlist.sk. Это дало возможность пользователям создавать свои странички в интернете, размещать там тексты на кириллице (тогда это была редкость) и использовать счетчики посещаемости.

Но все равно создать свой сайт (личный или для бизнеса) могли только люди искушенные в программировании. Что касается большинства людей, то для них эта возможность пока была недоступна.
Зимой 2004-го года сотовый оператор Билайн меняет тарифы и вводит оплату за GPRS-трафик, вместо взимаемой ранее ежемесячно абонентской платы в размере 3 долларов. Недовольству абонентов не было границ. В тот момент люди из "Сименс-клуба" решили на волне возмущений поднять популярность своего ресурса и организовали акцию протеста против повышения стоимости тарифов. Сайт wap.siemens-club.ru выступал штабом, а на его главной странице была размещена вся информация о предстоящем митинге. Авторы призывали админов других проектов разместить ссылки на нее на своих ресурсах.

О том, что можно продавать трафик и мобильный контент в то время еще никто не задумывался, и все пользователи были как большое братство. Так что десятки самых популярных wap-сайтов дали на своих главных страницах ссылки на «Сименс-клуб». Вся история длилась месяц и помогла поднять сайт из середины рейтинга на его вершины. А акция протеста, кстати, с треском провалилась,собрав на митинг всего около 150 участников.
Люди стали активно устанавливать программы и делиться между собой контентом. Это эпоха популярности сайтов типа «Лучшие игры 2005 года! Горячие картинки! Лучшие рингтоны (кто-то еще пользуется этим словом?)». А также расцвет мобильного браузера Opera, который позволял корректно обрабатывать возросший объем информации.
IPhone
9 января 2007 публике был представлен первый iPhone. Да, мы тоже удивились осознав, что прошло уже 10 лет с этого момента, хотя казалось бы это было только вчера. Выход этого телефона спровоцировал настоящее соревнование между тяжелыми сайтами для компьютеров, и легкими, но не менее информативными мобильными версиями, которые стали расти как грибы после дождя. Это была эпоха ренессанса мобильного интернета и развитие его коммерческой составляющей. Люди поняли, что телефон может удовлетворить большинство их потребностей в получении информации, причем неважно, где они находятся, главное, чтобы был сигнал сотовой связи.
наши дни
Казалось бы, это вершина развития. Владельцы сайтов смогли размещать большой объем информации, а существенно возросшая аудитория пользователей смогла легко ориентироваться в этом пространстве.
Живи себе да и радуйся. Но нет.
Компаниям нужно все больше и больше поднимать посещаемость ресурсов в борьбе за клиентов, а значит, придумывать все новые способы привлечения на сайты. Приемы, испытанные на десктопных версиях сайтов, не работают на их мобильных собратьях. Сейчас мы можем качать гигабайты информации через Wi-Fi или 4G, однако очень важно продолжать помнить о специфике.

Урок, который мы получили в 90-е годы был не в том, что надо делать сайты легче, а в том, что надо думать о пользователе и адаптироваться под него. Нужно делать сайт, помня о том, что у современного потребителя чаще всего в руках не полноценная клавиатура и огромный монитор, а небольшой экран и пара пальцев, при помощи которых он пытается найти нужную информацию или товар.

Кажется, что это элементарные вещи, ан нет. Все ещё очень многие игнорируют здравый смысл и делают тяжелые и неудобные версии сайтов, неадаптированные для мобильных телефонов.
Сейчас большинство ресурсов написаны с применением технологий, сильно облегчающих задачу с адаптивностью. Правда, если ресурс довольно старый, просто так взять и добавить новый функционал не получится, нужен программист и, соответственно, лишние расходы.

Да и если быть честными, то не у всех есть возможность выделить много времени и бюджет на создание сайта. Но его отсутствие — это непозволительная роскошь для бизнеса. Наш совет: воспользуйтесь конструктором мобильных сайтов, как делали пользователи во все времена. Один из самых простых и функциональных — это конструктор мобильных сайтов MoAction. Сайт делается за 15 минут (шаблоны есть для всех сфер бизнеса, в том числе самых экзотичных), цены очень и очень гуманные, и самое главное, сайт сразу будет рабочим и продающим.
Но если вы считаете, что зарубежные аналоги лучше, то советуем присмотреться к Dudamobile. Они предлагают хороший функционал и 30-ти дневный бесплатный период использования сайта. Но за это приходится платить более сложным интерфейсом на сайте, а также отсутствием русскоговорящей поддержки.

Так что выбирайте сами, где делать мобильную версию своего сайта. Самое главное, делайте его простым и удобным для пользователей, а они отплатят вам покупками и рекомендациями!
Такова история развития мобильного Web за последние почти что двадцать лет. Каким он будет дальше, решать нам с вами. Одно можем сказать, он точно будет и за ним будущее!
P.S. Если вас захватила волна ностальгии, то в интернете или на рынках электроники можно купить точную копию Nokia 3310 или Siemens ME45. Мы даже нашли инструкцию тех времен, так что спешим поделиться ей с вами. Не благодарите :)

Понравилось? Расскажи друзьям!

Текст: Виктор Грязнов
Всколыхнул историю мобильного web

Другие лонгриды БигПикчи:

© 2016 год, Bigpicture.ru