РЫЦАРИ ДОРОГ
ВЫПУСКНИК МИФИ, БЫВШИЙ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ И ТАКСИСТ
Водитель такси, по совместительству выпускник МИФИ и бывший предприниматель говорит о современной молодежи и ее отношении к деньгам, рассуждает про Новый год и рассказывает, как облагородить профессию
Такси — почти кровеносная система столицы. Желтые машины снуют по улицам, изо дня в день возят важных начальников на работу, катают неутомимых менеджеров между встречами и забирают глубокой ночью подвыпивших гуляк со всех московских тусовок. С развитием онлайн-сервисов услуги такси стали доступнее и гораздо удобнее. Водителям этих вездесущих машин впору работать спасителями души, ведь они уже точно знают больше, чем все бармены города. Эти люди видят нас как под микроскопом — красивыми с утра и в начале вечера, уставшими после работы, помятыми и с чемоданом из поезда, смеющимися и плачущими.
Мы начинаем серию материалов, в которых говорим с водителями сервиса по заказу такси Gett о традициях, культуре, странных привычках общества и, конечно, о том, что значит быть таксистом. Сервис делает все, чтобы сделать работу водителей «человечнее». За высокий рейтинг (который выставляют пассажиры) таксистов премируют и дают повышение. Если водитель работает в свой день рождения, всех его пассажиров предупреждают в приложении и человек может поздравить своего «рулевого». Кажется, именно в такой обстановке лучше всего налаживается контакт между водителем и его пассажиром. Даже если поездка длится всего 15 минут.

А значит историй у таких таксистов хоть отбавляй.
Путь: Нижняя Сыромятническая, 10 — Берсеневская набережная, 6, стр. 3
Машина: Mercedes S-class
Время в пути: 1 час 8 минут
Наш первый герой — Георгий, 47 лет. Встречает около черного «мерседеса» в зимний слякотный день. Автомобиль выглядит так, будто по дороге весь грязно-серый снег расступается перед ним: в черном хроме можно увидеть собственное отражение. Георгий стоит снаружи и сразу же открывает заднюю дверь — в машинах такого класса положено ездить сзади.
Георгий — москвич в третьем поколении, родился и вырос на Большой Пионерской улице. Хорошо знает английский, имеет разряды по трем видам спорта, за плечами семь лет музыкального образования, дома — красный диплом Московского инженерно-физического института (НИЯУ «МИФИ»). В такси работает три года, за это время дорос от «эконома» до категории VIP.
Скажем так, эта работа — жизненная необходимость. У нас с супругой 12 лет был собственный бизнес. Жена — математик. Из нас получились так себе коммерсанты. Занимались недвижимостью, не воровали ничего. Оборотных денег особо не было, да и те, что были, мы тратили на себя. Бизнес в начале 2000-х организовали, потом нас зажал кризис 2008-го. И мы благополучно закрылись. Была социальная работа, руководил большой автостоянкой. А потом пришел период смены работы — нужно было чем-то заниматься. Машины меня всегда интересовали. Когда я принимал решение, куда идти учиться, как сейчас помню, посоветовался с отцом, а он сказал: пойдешь в МИФИ. Не поступишь, тогда иди куда хочешь. Вот, поступил. Окончил с красным дипломом.
Мы громко удивлялись, а Георгий свернул на Сыромятническую набережную и поторопился тут же охладить наш пыл.
Ни один из моих одногруппников не работает по специальности. У нас вся учеба пришлась на переломный момент — мы закончили в 93-м году.

В параллельной группе училась моя будущая жена Катя. Когда мы в 90-х годах окунулись в «бизнес»… С нашей группой все нормально, а вот в Катиной трех ребят просто убили. Один полез в обувной бизнес, другой — в мебельный. Денег захотелось. Мы с ребятами палатку на Тверской открывали. Мы здоровы, я вот перед вами сижу. А троих просто нет! Физически нет! Это были обычные 23-летние парни, которых просто убили. Вот такие реалии.

По дороге мы много говорили об образовании. Необходимость держать руль не давала водителю активно жестикулировать — так эмоционально он говорил.
Мы с моим отцом все время спорим, я говорю: «Пап, вот вы сейчас своих студентов учите, что есть МДП-транзистор, есть ПМП-переход, вот ток передается на подложку, вот здесь течет кумулятивный ток. А знает ли человек, куда он потом эти знания применит? Знает ли, сколько стоит квартира однокомнатная, сколько стоит ипотека?» Как работу искать, как начинать? А ведь эти знания — они неотрывные! Мы же хотим жить и плодиться, а как — никто не знает.
С VIP-заказами Георгий работает первый год. И кажется, в своих клиентах он уверен чуть ли не больше, чем в лучших друзьях:
Я про своих клиентов могу сказать одно — это публика дисциплинированная, люди серьезные. Они платят за услугу довольно серьезные по современным меркам деньги и ведут себя соответствующе. Они уже состоялись, умеют контролировать свои эмоции и слова.
И в разговоре мы снова возвращаемся к детям.
Есть пассажиры, которым вот эти деньги достались просто так. Это дети. Специфическая аудитория, они действительно безбашенные. На разные компании можно наткнуться. Они могут отмочить что-нибудь, опять же, просто потому что они — дети. Это издержки профессии, это нужно либо терпеть, либо уметь как-то сглаживать ситуацию. На самом деле все они миролюбивые. Да, они обожают врубить музыку на полную, так, чтобы стекла вылетали. Они к колонкам по Bluetooth подключают плеер, врубают на полную и при этом умудряются разговаривать по телефону. Тут даже я удивляюсь, как так можно.
Постепенно плавно переходим к традициям, к семье и семейным праздникам. Мы косимся на счетчик, который стремительно отсчитывает сотни, и спрашиваем, как Георгий относится к главному семейному празднику страны.
Я понимаю, что с годами Новый год уже просто отсчитывает время. Раньше, конечно, было по-другому. Сейчас уже это разумная реалистичность. Наступает такой момент, когда годы схлопываются в недели, недели схлопываются в мгновения, и — оп-па! — год прошел. Больше рационализма. В этом году что-то не получилось. Сын не женился, дочь замуж не вышла — слава богу, этот год пережили. (Смеется.) В следующем посмотрим. Забор покосился, в этом году руки не дошли, надо баню закладывать начинать.

Может, это специфика работы. Мы-то сами по себе, индивидуально работаем. Если бы я работал в коллективе, то, может, жил бы по-другому.

В эту новогоднюю ночь Георгий будет возить пассажиров. Так же было и на праздники в позапрошлом году.
До этого всегда было спокойно в Новый год, все веселые. Однажды я подвез одну женщину после какого-то ночного новогоднего мероприятия. Когда женщина приехала, у нее по счетчику натикало 1300. А время пять часов утра, темно, как у негра под мышкой. Она мне деньги дала. Ну а я внимания не обратил и просто убрал в нагрудный карман.
А потом еду, смотрю — она мне вместо одной сотни пятитысячную дала. Я тогда сразу звонить ей стал, спросить, как деньги вернуть. Не смог дозвониться. И уже потом, кажется на следующий день, она взяла трубку. Слышно было, что похмелье есть, все-таки ночь гуляла. И я говорю: вы мне пять тысяч дали, как же мне вам деньги вернуть? А она: ой, да все, да это вам на чай, спасибо огромное, не надо возвращать. Вот так было. А вообще, я чаевые не приветствую.
Создается ощущение, что Георгий из тех людей, которые любую работу стараются выполнять на отлично, выкладываются на 100%. И даже отношение к профессии таксиста у него абсолютно романтическое.
Когда я работал на желтых машинах, обожал, когда ездили со мной японцы или китайцы. Из Домодедово я их вез в центр и провозил по Павловской улице. На английском рассказывал про то место, где Каплан стреляла в Ленина. И объяснял им, рассказывал про мемориальный камень, который там установлен. Там написано: «Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Китайцы, когда об этом узнавали, чуть ли не плакали. Выходили, фотографировались, селфились с этим камнем.
Огромное количество людей не знают, что здесь было. А это так интересно! Если к работе подходить творчески, совершенно другое отношение к профессии будет. Разумеется, никакой приезжий водитель этого никогда не расскажет. Я бы боролся с их засильем, чтобы пассажиров возили те, кто хорошо знает город. Но надо менять экономическую подоплеку.
Я за то, чтобы облагородить эту профессию.

Текст, фото: Ольга Голованова
Болтливый пассажир

Понравилось? Расскажи друзьям!

Другие лонгриды БигПикчи:

© 2016 год, Bigpicture.ru