РЫЦАРИ ДОРОГ
СЕГОДНЯ — СЕРЕГА! КАК ОСНОВАТЕЛЬ БИГПИКЧИ СУТКИ РАБОТАЛ ТАКСИСТОМ
Набрался опыта, понял, что полжизни был неправ, предсказал, что станет с бизнесом частных перевозок, и обещал больше никогда не ставить единички
Я бомбил, когда второй мой бизнес накрылся медным тазом. Работал тогда в офисе до семи часов вечера. А потом выезжал и до трех часов ночи возил людей на «десятке», взятой в кредит. В семь утра обратно в офис. Разброс цен не помню, про людей тоже ничего сказать не могу — тогда все было как в тумане. Я так проездил несколько месяцев. Это был 2006 год.

Сергей Барышников
основатель и владелец BigPicture.ru
С тех пор прошло 11 лет. Сегодня Сергей Барышников владеет медиагруппой BigPicture.ru. Пару месяцев назад он и подумать не мог, что вновь сядет за руль в качестве наемного водителя. Мы рассказываем, как посвятили в рыцари дорог нашего большого босса и на одни сутки сделали из него таксиста Gett.
Как Сережа стал таксистом
Не понимаю почему, но я очень волновался. До этого я ни разу не устраивался на работу, не ходил на официальные собеседования. А тут в один день — экзамен, обучение.
Gett в этом плане молодцы. Центр подготовки водителей, в котором вот это обучение проходит, находится далековато. Найти его, припарковаться там и вовремя прийти на обучение — это не совсем тривиальная задача. Мне кажется, что часть плохих водителей отсеивается еще на этом этапе.
Приходит человек 100. Я вроде слышал цифру 90, но это не точно. Из них 50-60% — приезжие с Кавказа. Еще пришли две женщины и один афроамериканец. Прежде чем тебя начинают чему-то учить, тебе дают планшет с тестом. Тестирование проходит в четыре этапа, на него отводится 15 минут — проверяют знание Москвы, ПДД и русского языка. Еще смотрят, как ты реагируешь на внештатные ситуации.
Вопрос на знание Москвы — это, например, «На каком шоссе находится торговый центр "Тройка"?». Какая «Тройка» — черт ее знает. На части, где проверяют русский, отваливается половина кавказцев, хотя там вопросы уровня «подставь правильный предлог».
А потом часа четыре мы разбирали внештатные ситуации в работе таксиста: что делать, если к тебе сел пьяный человек; как быть, если ты приехал на заказ, а тебя встречает женщина с двумя маленькими детьми. Правильный ответ, кстати — отказать, если у тебя в машине нет двух детских кресел.
В конце всем дарят по сумке — внутри скидочная карта «Лукойла», корпоративная симка «Билайна» и другие нужные водителю вещи. Этот момент обрадовал — Gett продуманные ребята, очень ловко все сделали.
Как Сережа получил желтую машину
После окончания обучения нам (водителям, кто собирались работать на арендованных машинах) рассказали об автопарках, с которыми сотрудничает сервис по вызову такси. Нужно было выбрать один из них, устроиться и получить машину. Часть водителей, кстати, приходит уже из автопарков.
У каждого автопарка своя история. Кто-то просто дает машины в аренду, кто-то берет комиссию. У меня схема была простая — нужен был такой автопарк, чтобы мне дали машину и сказали: «Выполняешь план — мы выручку делим пополам за вычетом бензина. Не выполняешь — мы забираем 60 процентов». План автопарка довольно жесткий: 10 500 рублей в сутки. Его ни один новичок сразу не выполнит — это нереально. Gett со своей стороны «планов» не устанавливает.
Уже на месте познакомился с техником, который выдает машины. Мы проверили тачку, комплектацию посмотрели, и все — меня отправили в путь.
Как Сережу заставляли работать
В каждом автопарке свои диспетчеры — немного адовые женщины, которые реально делают все, чтобы ты не расслаблялся. Я вот приехал домой в 12 ночи и лег спать. Так диспетчер мне позвонила в два ночи, в четыре и в пять — мол, почему спишь, у тебя план не выполнен. Сурово, очень сурово.

От Gett мне позвонили всего один раз. Выйти на линию сразу после обучения у меня не получилось. Так через три или четыре дня менеджер сервиса набрал мне днем и вежливо уточнил: «Сергей Викторович, почему вы не работаете до сих пор? Что-то случилось?»
Еще диспетчеры автопарков дают по шее за случайных пассажиров. Водитель может вручную поставить себе статус «занят». Ты, например, возил людей, устал, пошел поесть — ставишь статус «занят» и тебе заказы не падают. Я когда на «Красный Октябрь» в офис заезжал, у меня этот статус стоял. Тут мне диспетчер позвонила и говорит: «Сережа, я же вижу, что ты едешь, почему у тебя статус "занят" стоит? Ты руки взял, что ли?» «Руки взял» — это значит, что ты не через приложение заказ принял, а просто подобрал кого-то на улице. Вот так они за леваком следят.
Как Сережа таксовал
Я, конечно, коренной москвич, но Москву досконально не знаю. Решил поехать в свой район, где каждая улочка знакома. И первый заказ упал буквально из дома напротив. Вышла девушка, такая… на легком пафосе. Поехали, говорит, в «Европейский».
Ну поехали. Еду, потею, волнуюсь. Думаю, сейчас что-нибудь не то сделаю… Спросил, не мешает ли музыка, комфортная ли температура в салоне. Думал — говорить с ней или молчать. Пару вопросов задал, и все — дальше ехали молча. Кстати, я за эти сутки выполнил 17 заказов и все за безнал. Я где-то в середине рабочего дня только вспомнил, что мелких денег у меня нет и сдачу, если что, мне давать нечем. Правда, и не пришлось.
Только я отъехал от «Европейского», через полминуты прилетел второй заказ. Вообще, время за рулем очень быстро летит. Ближе к вечеру стали появляться дурацкие заказы: доехать до ближайшего метро или с улицы на улицу. Я выполнил таких парочку и даже не понял их смысла — денег особых не приносят. Ты ехал до этого заказа 15 минут, потом 10 минут вез этого человека, а потом опять по пробкам до центра возвращался.
«Сладкие» заказы тоже попадались. Где-то на «1905 года» сел ко мне молодой человек, которого надо было в сторону Рижского вокзала везти. Он ехал, разговаривал по телефону и кому-то на том конце провода сообщил, что заедет за вином. Ну вот он меня около «Ароматного мира» остановил и ушел выбирать вино минут на сорок. А счетчик тикает, Сережа радуется.
Были девочки, которые опаздывали на концерт в клуб «16 тонн». Они сели на «Белорусской», а там все стоит в нужную сторону. Прыгают в машину и кричат: «Вези! Вези скорее, на чай оставим, только довези!» Как-то их вывез, но на чай мне все равно никто ничего не оставил.
Самой приятной была женщина, которая в пять утра вызвала меня в Немчиновку. Ей срочно надо было в Домодедово — она села в машину и сразу сообщила, что предыдущие два дня опаздывала в аэропорт и вот уж на третий раз ей точно надо туда успеть. (Смеется.) Мы рванули, она уснула, я ее очень быстро довез. Женщина глаза открыла, на время посмотрела, удивилась и обрадовалась, что быстро доехали. Даже на чай больше всех оставила.
Самый плохой заказ был от каких-то школьниц. Вызвали меня к школе. Я приехал, остановился у ворот, звоню им, говорю, что машина на месте, можно выходить. Они возмутились: «Ну что вы там за воротами встали, подъезжайте к крыльцу!» Я им объясняю, что на территорию школы не могу заехать — они мне: «Нет, давай подъезжай». Ну я позвонил в диспетчерскую, сказал, что заказчик неадекватный, и заказ отменили. А я развернулся и уехал.
В целом никто не относится к водителям как к халдеям. Подавляющее большинство разговаривает с тобой на «вы».
Сколько Сережа заработал
Моя выручка за сутки составила чуть больше 8 000 рублей. Но это потому, что я долго спал, а после утреннего заказа из Домодедово просто поехал заниматься делами БигПикчи — почта уже трещала по швам. Вообще, что могу сказать по поводу заработка — есть в такси ребята, которых устраивает стабильный полтинник в месяц, и они работают в спокойном режиме. А есть те, кто порвутся, но доберут до сотни за тридцать дней. Я встречал таких в автопарке, когда машину забирал, — видно, что ребята уставшие, но решимости в глазах хватит, чтобы всех куда-нибудь развезти.
Конечно, пять дней подряд тебе никто не даст пахать. Ты работаешь либо через сутки, либо сутки через двое. Есть определенный график, чтобы у парка все машины всегда были заняты, простои ему не выгодны. Берешь в 9 утра машину и на следующее утро в это же время должен ее вернуть. Сдаешь ее полностью заправленной, ее моют, и сразу за руль садится следующий водитель.
Зарабатывать нормальные деньги можно — выживают те, кто понимает, что их кормит рейтинг. В Gett система устроена таким образом, что сначала заказы прилетают водителям с высоким рейтингом, через пару секунд тем, у кого рейтинг пониже, и еще через какое-то время — новичкам. Вот и я, когда вышел, принимал самый шлак — ездил туда, куда никто ехать не хотел. (Смеется.)
Когда забирал машину из автопарка, разговорился с одним таксистом. Он мне объяснил: если ты новичок, не смотри на деньги. Бери все подряд и будь «нормальным пацаном», то есть делай все, чтобы тебе ставили пятерки в рейтинге: реагируй на комментарии к заказу, делай нужную температуру в салоне, поставь радио, которое клиент попросил. Ну и старайся максимально вежливым быть. В общем, просто не надо быть дебилом. (Смеется).
Как Сережа перестал быть му**ком
От работы дико устаешь. К концу дня не хочется убивать, вообще ничего не хочется. А надо в руках себя держать и не послать никого. Я очень хорошо стал понимать таксиста из фильма «Брат». Еще я больше никогда не поставлю таксистам единицу. Раньше я где-то раз в десять вызовов ставил кол, чуть что не по-моему: опоздал, припарковался не там, ехал медленно.
Когда мы работали в Нескучном саду, у меня был пунктик. Ну это я себе придумал, а сейчас понимаю, какой я му**к. Там заезд к офису дурацкий — заканчивается тупиком, из которого минут пять потом обратно выезжать надо. Если я выходил, а машина стояла ко мне передом и еще не развернулась, значит водитель не уважает мое время и надо ставить ему единицу или двойку. А теперь я понимаю — то, что он этот тупик находил, уже радость! Какой там развернуться! Ты еле-еле по адресу доехал вовремя.
Я понял, что причин у водителя делать что-то не по-твоему — миллион. С точки зрения пассажира всего за сутки работы я себя повел неправильно как минимум три раза.
Например, есть такое понятие, как «заказ в спину». Ты едешь, тут приходит заказ. У тебя времени на ответ всего две-три секунды, иначе заказ сразу же уйдет другому водителю. И естественно, за эти две-три секунды ты не сможешь оценить, где стоит пассажир, сколько до него добираться, нужно ли разворачиваться. Ты хватаешь заказ и понимаешь — между вами всего-то метров 500, но, чтобы к человеку приехать, надо еще на два километра вперед уехать, развернуться и пилить обратно.
У меня такая ситуация была на Новослободской. Я заказ принял, а чтобы доехать до пассажира, надо было уйти вперед в сторону Савеловской, разворачиваться и гнать обратно. На дворе вечер, на дорогах пробки. Я сначала нажал, что опоздаю на 10 минут, — пассажир не отменил. А я все дальше и дальше от него еду. Нажимаю опять, что на 10 минут опоздаю. А он все не отменяет! Половина девятого, все стоит. Звоню ему, говорю — извините, проскочил поворот, не смогу приехать. Он злится, конечно, — 20 минут меня ждал, а я приехать не могу. Вот что пассажир подумал? Что водитель — идиот. Единицу, наверное, поставил.
Два раза навигатор меня не туда привез. Приехал первый раз, мне пассажир звонит: «Не вижу вас». Отвечаю ему, что стою по адресу. Оказалось — не по тому. А мужик уже на улице под дождем ждет меня. Водитель идиот? Идиот!
Начинаешь понимать, насколько водители такси устают. Вот я иногда возвращаюсь домой, еду по Кутузовскому на такси. И водитель еле-еле по дороге движется. 60 км/ч, хотя дорога свободная. Таким я раньше тоже ставил единицу — ты ж по Кутузовскому едешь, ну добери до сотни. Сейчас я понимаю, что у него 18-й час работы — да он физически не может ехать быстрее!

Если ты, Сережа, едешь по Кутузовскому с дикой скоростью, это не значит, что водитель, который почти сутки уже отпахал, тоже должен давить педаль газа. Небезопасно.
За эти сутки до меня дошло, что не все так просто.
Что бизнесмен Сергей Барышников думает о будущем такси
С 1 июля начнет действовать закон, запрещающий выполнять коммерческие автоперевозки водителям с иностранными правами. А значит, рынок просядет, эконом-сегмент сократится резко, цены на такси вырастут. А через три-четыре года вообще роботы всех будут возить.
Еще мне кажется, обязательно появится такая тема, что ты будешь давать свою машину в аренду: приезжаешь в офис, настраиваешь, чтобы тачка вернулась к 5:30 обратно, — и все. Ты зарабатываешь деньги, и машина твоя деньги зарабатывает. Но до этого еще надо дожить. А пока будем пользоваться Gett. Конкуренция высокая — таксистов в Москве на всех хватит.

Понравилось? Расскажи друзьям!

Записала и сфотографировала: Ольга Голованова
Не сядет к роботу в машину

Другие лонгриды БигПикчи:

© 2017 год, Bigpicture.ru