РЫЦАРИ ДОРОГ
ГОЛУБОГЛАЗАЯ В ТАКСИ
В январском Петербурге поговорили с девушкой-таксистом о культуре вождения и узнали, легко ли живется барышням, которые зарабатывают извозом
Хитрый Петербург заманил москвичей кутежом и непривычно теплой для января погодой. А потом опомнился и опустил температуру до минус 19. Петербуржцы усмехались и говорили: «Это только показывают, что минус 19, на деле ощущается как минус 25. Про real feel слышала?» Я не слышала, но, пока две минуты ждала водителя на улице, ощутила на себе. Айфон утверждал, что снаружи минус 18, мой нос — что минус 30. Киа-седан-баклажан подъехала четко в обещанное время. Никогда еще с такой радостью не прыгала на переднее сиденье.
Путь: Невский проспект, д. 130 — Площадь Восстания
Машина: Kia Cerato
Время в пути: 1 час
В культурной столице я оказалась случайно. И так же спонтанно решила, что обделить вниманием местных таксистов просто непозволительно. Здесь доступен тариф «Эконом fix»: цену за будущую поездку видно сразу. Так легче оценить, стоит путешествие на Думскую или Жуковского трехсот рублей или нет.
БигПикча продолжает общаться с городскими таксистами сервиса Gett — мы вызываем их через приложение, едем куда вздумается и разговариваем на самые разные темы. Третьей попалась под нашу горячую руку таксистка по имени Ольга. Ей 25 лет, в Gett работает с середины декабря.
Я искала подработку. Смотрела разные варианты, поняла, что мне нравится ездить на машине, и хотела найти что-нибудь связанное с вождением. Ну вот и наткнулась на вакансию Gett. Думала, не получится у меня пройти: не знала, какие условия оформления, график какой. Все-таки компания серьезная, всех подряд не берут.
Оля улыбается и сворачивает на свободный Невский.
На второй работе у меня полный день, отпрашиваться нельзя. Точно не подходила работа в паре со сменщиком – в форс-мажорной ситуации я бы не смогла подменить человека в любое время. А везде были именно такие условия. В итоге устроилась сюда. Когда ходила на обучение в офис, было странно. Я пришла, а там одни мужчины — от 20 до 60 лет. Чувствовала себя белой вороной. Села и думаю: «Капец, я одна, что ли?»… Было не по себе.

Но теперь работаю — довольная и счастливая, как слон. (Смеется.) Люблю ездить по городу.

Девушка старается не смотреть в мою сторону, все время на дорогу. Спокойно держится за руль и уверенно переключает передачи. Я пыталась представить себе салон ее автомобиля еще до встречи — на торпеде видела пластмассового пса с качающейся головой. Мне казалось, что рядом с ручкой переключения передач обязательно должна валяться помада или хотя бы бальзам для губ. Ничего подобного. Даже намека на женский пол владельца авто в виде пушистого брелока на зеркале заднего вида не было.

Мы аккуратно ехали по главному проспекту Петербурга, а Ольга продолжала рассказ.
Я приехала из Чувашской Республики в Питер лет семь назад. Поступила, окончила универ, решила здесь остаться. Училась на экономиста. Потом поняла, что экономика — это не мое: не настолько, чтобы работать в этой сфере. Сейчас работаю в строительной фирме инженером в производственно-техническом отделе. Нравится, но однообразно. Всегда хочется что-то поменять.
Питер полюбила. Здесь мне очень спокойно ездить. Я не во многих других городах водила машину — в Туле, в Москве. В Туле спокойнее, но другой стиль езды. Даже сидя пассажиром это понимаешь. В Питере есть негласное правило благодарить, пропускать. И это правило реально работает. Культура, да. Здесь это замечаешь, а в Москве нет. Может, я в Москве не так много ездила.
Я вспоминаю, как все мои знакомые московские водители по два раза нажимают на кнопку аварийки после любого маневра на дороге, но не спорю. Может, мне повезло и попадались исключительно вежливые персонажи. Меня гораздо больше волновало, как реагируют мужчины на молодую красивую таксистку.
Мужчины почти все удивляются. А вот агрессии нет никакой. На самом деле пока все пассажиры очень адекватные попадались — хорошие, милые люди. Кто-то говорит, что много таксистов-девушек, кто-то говорит, что первый раз встречает.
Я сама иногда озвучиваю фразу: «Женщина за рулем все равно что обезьяна с гранатой». Есть у меня такая привычка — часто у пассажира спрашиваю, страшно ему ехать с девушкой или нет. Все-таки если бы взрослая женщина приезжала — понятно, у нее большой стаж вождения. А тут приехала, грубо говоря, малолетка. Никому не страшно. Многие мужчины, кстати, считают, что женщины иногда водят лучше них. Буквально сегодня мне молодой человек рассказывал, что у него есть несколько друзей, которые рулят хуже женщин. Кому-то дано, а кому-то не дано ездить, только и всего.
Бывает так, что люди как-то пытаются проучить. Могут подрезать, обогнать, если я их где-то не пропустила. Резко передо мной остановиться тоже могут. Видимо, пытаются показать, что так делать не надо. Я как-то спокойно на это реагирую. Язык иногда хочется показать. (Улыбается.) Первое время, когда ездила с восклицательным знаком, мне казалось, что все видели, что я чайник, и пытались жизни научить.
Мы свернули на набережную, и я попросила Олю вспомнить свой первый рабочий день в такси.
Первый выезд помню. Я очень нервничала. Съездила на один адрес, и все. Испугалась, подумала: «Надо успокоиться» — и вернулась домой. Это было ночью, часов в 12, наверно. Второй раз я уже поняла, что надо потихонечку выезжать. Не в час пик, а в спокойное время. Сначала ездила только в тот район, который знаю хорошо. Хотя я давно вожу и за рулем чувствую себя очень уверено. Мне нравится водить, я даже не отказываюсь от длительных поездок. Сама за рулем ездила в Тулу, а в прошлом году – в Чувашию.

Я воспринимаю это как работу, но работу, которая приносит удовольствие.

Олин рассказ звучал как-то слишком хорошо. А настроение было боевое, хотелось добраться до какого-нибудь скандала. Мы ехали по Смольной, а я все пытала своего рулевого: неужели проблем и неадекватных пассажиров не бывает совсем?
Проблемы бывают, конечно. Но ты пока с ними не столкнешься в реальной жизни, сложно заранее предугадать их. Был у меня случай: женщина указала название ресторана и думала, что навигатор правильно приведет. В итоге по GPS приехали вообще не в тот район. Люди бывают разные, но мне в тот раз попались очень спокойные пассажиры. Они сами поняли свою ошибку. Я спокойно остановилась, мы перебили адрес в навигаторе и потом уже доехали.
Сложно назвать критерии идеального пассажира. Сравнить мне пока не с чем. Странно, но плохих людей я даже и вспомнить-то не могу. А хороших… Однажды подвозила депутата муринского. Мурино — район в Ленобласти. Он мне помогал, по пути подсказывал, где лучше свернуть. Да и вообще приятный человек оказался. А из неприятных не могу вспомнить. Мне кажется, не было таких.
А вот идеального таксиста девушка описала вполне четко.
Хороший таксист должен быть ненавязчивым, не вешать чепуху всякую пассажирам, как это любят делать многие. Знаешь, рассказывать про семью, про детей, про родственников — не нужно этого. Естественно, не курить в салоне. Даже если пассажир в дороге курит, мне кажется, водителю не стоит этого делать. Все-таки он едет за рулем, на нем большая ответственность, он должен следить за дорогой. Пассажир же не маршрутку вызывает, когда у водителя в одной руке кофе, в зубах сигарета, а второй рукой он отсчитывает сдачу. Он все-таки в такси едет и платит не 25 рублей. Кури снаружи! Ты везешь человека, ты на работе. Может, у меня неправильные мысли на этот счет.
На самый главный вопрос Оля ответить так и не смогла. Даже удивилась, когда его услышала.
Есть ли разница между москвичом и петербуржцем? Не знаю. Я же не спрашиваю человека, откуда он приехал, когда он садится ко мне в машину.
Мы подъезжали обратно к площади Восстания, когда закатный луч последний раз черкнул по стенам питерских домов и нагло заглянул в лобовое стекло машины. Тогда Оля усмехнулась и надела солнечные очки.
Вообще, эта работа мне нравится. Одно «но» — маленькой за рулем быть плохо. Козырек от солнца не спасает.

Текст, фото: Ольга Голованова
Не знает Петербург, но любит

Понравилось? Расскажи друзьям!

Другие лонгриды БигПикчи:

© 2017 год, Bigpicture.ru