Расскажи друзьям

Не поеду!
Я уже поехал!
Подпишись на еженедельную рассылку БигПикчи и получи
400 рублей
на первую поездку с такси Gett
Нет!
Я уже подписан!
Подпишись на еженедельную рассылку БигПикчи и получи
400 рублей
на первую поездку с такси Gett
Подпишись на рассылку BIG WEEK и получи скидку до 50% в Додо Пицца
Подпишись на рассылку BIG WEEK и получи скидку до 50% в Додо Пицца
07.08.2017

PhotoDecorMarket: впустить фотографию в дом

Этой осенью 9-10 сентября в Москве во второй раз пройдет PhotoDecorMarket — маркет авторской фотографии для интерьеров. Зачем и кому он нужен, если существуют фотостоки и галереи, и есть ли критерии у интерьерной фотографии?

Об этом разговаривают создатель маркета Ирина Клименко и арт-директор компании Fotolab Антон Горбачёв.

(Всего 11 фото)

market

Спонсор поста:

Записала: Лина Селезнева.
На превью: участник маркета Стас Бартникас.

Ирина Клименко — фотограф, куратор, создатель PhotoDecorMarket.

И.К.: Давай начнем с того, что фотография — это не просто изображение. Это медиа или даже язык, с помощью которого фотограф передает зрителю как минимум информацию и как максимум некое сообщение в визуальной форме.

А.Г.: Да, и фотографии, передающие информацию или фиксирующие некие события, как правило, не подходят для интерьеров. Если мы не говорим о фотографиях из семейного архива.

И.К.: Говоря о фотографии, которая подходит для интерьеров, мы в первую очередь имеем в виду художественную или, другими словами, арт-фотографию. Ту фотографию, которая призвана передавать эмоцию, нести метафору, воздействовать на зрителя скорее через чувства, а не через разум. По сути такая фотография — это личное послание автора.

А.Г.: Но не любые авторские послания подходят для интерьера. Если, скажем, мы с тобой независимо друг от друга будем отбирать фотографии участников для PhotoDecorMarket, мы отберем плюс-минус одно и то же. И вовсе не потому, что у нас удачно совпадают вкусы.

И.К.: Давай попробуем определить критерии, которые у нас совпадают.

Антон Горбачёв — арт-директор компании FOTOLAB, фотограф, куратор, преподаватель школы PHOTOPLAY, член Союза фотохудожников России. Автор программ по развитию визуального мышления. Член жюри фотографических конкурсов.

А.Г.: Интерьерной фотографию делает отбор, а в конечном счете — покупатель.

Что он, скорее всего, не выберет? Драму. Изображение повседневности. Серию фотографий, для которых важна последовательность просмотра. Вот почему для интерьера не всегда подходит проектная фотография, которая представлена в галереях или в авторских книгах. Покупатель не хочет дома актуальных тем, острых высказываний, протеста или личных рефлексий автора.

Интерьерная фотография — это прежде всего эстетическая рефлексия и всегда цельное, законченное высказывание в одном снимке. Это чуть больше, чем фиксация факта, — это метафора, ассоциация. Авторский взгляд и эмоция заложены в фотографию, но при этом они нейтральны и дают зрителю простор для воображения. Интерьерная фотография не тянет одеяло на себя, не требует от зрителя всего объема внимания. Она уживается с окружающими предметами.

И.К.: Не только с предметами. Она должна уживаться с обитателями дома. По сути, покупая авторскую (в данном случае не безымянную, как на стоках или в ИКЕА) фотографию из рук ее создателя, мы впускаем автора в свой дом — в лице его работы — практически на правах члена семьи, потому что он нам интересен и с ним комфортно находиться рядом. Вряд ли нам захочется терпеть в доме человека пусть яркого и талантливого, но скандального и постоянно протестующего. Поэтому фотография, живущая в интерьере, должна вызывать у зрителя позитивную (для него) эмоцию. Можно посмотреть на выставке что-то яркое, острое, современное, социально значимое, но приносить в дом и жить с этим захочет далеко не каждый.

Фото и рассказ участницы маркета Евгении Стрыгиной: «К стенду подошла женщина и долго рассматривала фотографию. Потом совершенно неожиданно для меня говорит: “А вы знаете, это же мой муж!” Первая мысль, которая пришла мне в голову: “Господи, а вдруг в таких случаях нужен модельный релиз”. Аккуратно спрашиваю: “Правда? Вот прямо это ваш муж?” Женщина улыбнулась и говорит: “Ну почти. Мой тоже приезжает на Мертвое море и вот так же лежит в воде”. Конечно, она купила фотографию».

А.Г.: Да, в таких работах не должно быть крика. Но и пустоты быть не должно. Баланс, гармония, целостность.

И поэтому мне очень странно, когда фотографию для интерьера считают низким или прикладным жанром. Это же то, что люди по своей воле приносят в свой дом, в свое личное пространство. Это ли не вызов для фотографа?

И.К.: Знаешь, я думаю, что фотография может не только передавать эмоции, настроение, создавать атмосферу. Фотография может менять пространство и даже образ жизни.

Ведь наш дом, как и наше тело, — это то, что идеально подходит для нашего сегодняшнего образа жизни и по сути отражает то, как мы на самом деле живем, а не декларируем вовне.

Мысль не самая приятная, но это факт. К счастью, мы в силах менять то, что нам не нравится. С помощью фотографии можно создавать в доме зоны, которые помогут изменить образ жизни. Например, хочется заняться творчеством, или начать медитировать, или больше времени проводить с семьей и друзьями, экспериментировать на кухне… Вдохновляющая фотография в правильном месте дома может стать катализатором для запуска и поддержки приятных изменений.

А.Г.: Красивая идея и вполне жизнеспособная, если ее популяризировать.

И.К.: Ты ежедневно сталкиваешься с покупателями и дизайнерами, которые приходят в Fotolab, чтобы напечатать фотографию для интерьеров. Расскажи, где эти люди находят фотографии?

Фото и рассказ участницы маркета Елены Малышевой: «Две эти работы купила симпатичная пара, которая собиралась в гости к европейским друзьям. На мой вопрос: “Вам кажется, это будет хорошим подарком?” — они в один голос ответили: “Конечно. Если бы все везли из России не икру и водку, а вот такие работы, то, может быть, и мнение о нашей стране было бы другим”».

А.Г.: Рынок-то уже сложился и даже неплохо структурирован. И 70-80% спроса удовлетворяют фотостоки.

И.К.: Но фотография со стока — это зачастую безымянное изображение безо всякой индивидуальности! Не все фотографы помнят о том, что, отдавая работу на сток, они по сути лишаются не только авторства, но и возможности сохранять изображение в неприкосновенности творческого замысла. Покупатель может делать с фотографией все, что захочет, включая вмешательство в само изображение.

Кстати, можно ли вообще найти что-то интересное на стоках?

А.Г.: Фотосток — это набор очень четких стандартов. Прежде всего технических: резкость, размер изображения и т.д. И чисто визуальных: типичная фотография со стока, которую люди выбирают для интерьера, — это природный (часто с пририсованным при обработке солнцем) или городской пейзаж. Большой популярностью пользуются драматические облака или контровый свет. На снимке, как правило, репрезентуется привычное человеческому глазу пространство.

Реже на стоках можно встретить какие-то более абстрактные работы, где авторский взгляд хоть как-то начинает проявляться. Но все-таки большинство стоковых фотографий просто фиксируют существующую и узнаваемую реальность, часто дополнительно приукрашивая ее.

И.К.: Реальность с усилителями вкуса!

А.Г.: Точно, с глутаматом!

Кстати, покупая файл на фотостоке, человек ведь не покупает изображение. Там продаются лицензии, и их стоимость зависит от цели использования. На стенку дома повесить — 1000-1500 рублей, а в рекламный баннер вставить — совсем другие деньги.

Есть и макростоки, такие как Getty Images. Там и уровень выше, и шире эстетический диапазон; с ними сотрудничают серьезные фотографы; есть огромные архивы документальных фото. Условия приобретения лицензий более строгие, и стоит это дороже: более 500 долларов за фотографию.

Вот там уже можно увидеть больше авторских работ. Более сложное пространство, не такие однозначные образы, предмет взаимодействует с фоном. Здесь уже важны геометрия, цветовое решение…

И.К.: Хорошо, мы с тобой начали с самой нижней ступени, теперь пойдем к вершине пирамиды. Галереи продают фотографии, которые в конечном счете попадают в интерьеры. И если на стоке автор теряет свое имя, то в работе с галереями он зачастую теряет свободу.

Собственно, как строится галерейный бизнес? Галерист находит интересного и перспективного фотографа, создает ему имя и историю и зарабатывает на продаже его работ. Так происходит выращивание автора. В какой-то момент галерист начинает пусть мягко, но диктовать фотографу темы, ведь, чтобы конкурировать, нужны актуальные, модные, провокационные поводы. А еще галеристу нужно, чтобы у покупателя не было прямого доступа к автору. Чем надежнее разделены автор и покупатель, тем лучше.

В таких условиях наступает момент, когда автор не может больше развиваться. Поэтому, придумывая PhotoDecorMarket, я больше всего хотела дистанцироваться от галерейного бизнеса и создать среду, где автор может действовать свободно.

А.Г.: Тут важно вот еще что. Галерейная система — это прежде всего жесткая иерархия, где все — и авторы, и продавцы, и критики — играют по правилам арт-рынка. Автор не может «перепрыгнуть» ни через одну ступеньку этой лестницы. Только через институциональный рост он получает признание как художник.

PhotoDecorMarket — новая институция, где нет жесткой иерархии и вот этой адской многоступенчатой системы. Из уравнения исключается посредник: автор лично, физически, встречается со своим зрителем. И встречается эмоционально: вот я, а вот то, что меня волнует, трогает, восхищает и т.д.

Фото и рассказ участника маркета Сергея Толмачева: «Даже для меня эта работа слишком яркая, и я не был уверен, что ее можно продать. К стенду подошла девушка, которая была одета ровно в те же цвета, даже шапочка у нее была похожей формы. Она купила работу и сказала: “У меня душа радуется, когда я могу добавить цвет в нашу городскую жизнь. У вас так же, Сергей?” Мне оставалось только улыбнуться в ответ и подписать работу».

И.К.: Концепция маркета очень простая: классные фотографии из рук самих фотографов, по адекватным для авторов ценам и в высочайшем качестве печати и оформления.

А.Г.: Вот это «из рук в руки» — принципиально важная вещь. Нет эстимейта, как в галерее. Нет анонимности, как в стоке. Нет посредников. Нет иерархии участников. Зато есть среда, которую формирует предварительный отбор работ. И у фотографа, который хочет, чтобы его работы были достойно оценены, есть возможность выйти из сумрака.

Между прочим, я показывал специалистам в области фотоискусства работы участников Весеннего PhotoDecorMarket, смешав их с работами прославленных фотографов. И очень часто критики не могли отличить фотографии с маркета от работ мэтров!

Фото и рассказ участника маркета Дмитрия Питенина: «На маркете я представил целую серию работ под названием “Сад одиноких камней”. Работы были напечатаны на архивных бумагах способом пигментной печати, и каждый, кто подходил к моему стенду, задавал один и тот же вопрос: “Это нарисовано?” Я даже табличку в конце первого дня повесил: “Никакого фотошопа”. Человек, который купил эту работу, сказал: “Эта фотография будет мне ежедневным напоминанием о том, как прекрасна наша Земля”».

И.К.: Это очень приятно. Надеюсь, дело не в том, что критики так себе, а в том, что авторы классные? Знаешь, это похоже на дегустацию вина вслепую. Когда этикетки и регалии сняты, приходится опираться только на собственный вкус и свои ощущения.

А.Г.: Ну да. Хорошее сравнение, кстати. Новые технологии в виноделии дали возможность некоторым новым производителям выпускать очень достойное вино, дело только за тем, чтобы рынок об этом узнал. Современные фотографические технологии, способы обработки и печати позволяют талантливым авторам так полно, как никогда раньше, реализовывать свои творческие замыслы и создавать великолепные работы. И тут важно понимать, что фотография для интерьера — это не только изображение. Это и способ печати, и вариант оформления. И очень правильно, когда автор, а не покупатель, решает, как будет выглядеть конечный продукт его творчества.

Фото и рассказ участницы маркета Инги Кондрашовой: «Я много снимаю в Москве и пытаюсь найти в обыденных сюжетах нечто большее, чем то, что видим мы — горожане, пробегая мимо. Этот диптих с детской площадки купила симпатичная женщина. Она не раздумывала ни минуты. Только сказала: “Пожалуйста, снимайте эту серию. Я все остальное тоже куплю”».

И.К.: Покупатель в большинстве случаев будет благодарен автору за то, что тот сам ответил на вопрос, как должна выглядеть именно эта фотография, и дал себе труд ее оформить. Напечатанная фотография и цифровой файл на экране монитора — это разные вещи.

А еще важно понимать, что маркет — это не выставка. Тут покупатель очень близко контактирует и с автором, и с работами, и из этого контакта рождаются симпатии, новые знакомства и, в конечном счете, продажи.

Сайт маркета: photodecormarket.

Смотрите также: Квартира площадью 7 квадратных метров в Риме
Микродворец на шоссе Энтузиастов: москвичка оформила свою однушку в стиле барокко

Самые горячие темы

Новые посты

Система Orphus